Людмила Макарова
Проект «В первый класс без дефектов речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослый проект «В первый класс без дефектов речи»
Актуальность проекта:
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.
Публикация «Проект „В первый класс без дефектов речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания проекта «В первый класс без дефектов речи».
Тип проекта:
Особенности проекта:
• по составу участников: детско-взрослый;
• по типу: познавательно-развивающий
• по сроку реализации: долгосрочный.
Участники проекта
• Педагоги ДОУ, родители и дети
Цель проекта:
Предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к окружающей действительности путем коррекционно-развивающего комплекса мер, воздействующих на личность.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать ручную, артикуляционную моторику
/статическую, динамическую организацию движений, переключение
движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации/.
2. Формировать произносительные умения и навыки: коррекция
нарушений изолированных звуков, автоматизация их в словах,
в словосочетаниях и предложениях; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.
3. Совершенствовать лексические и грамматические средства языка.
4. Корректировать специфические отклонения в развитии познавательных процессов /восприятия, внимания, памяти, мышления. /
Срок реализации 3 года
Подготовительный этап:
Сентябрь - октябрь
Проведение бесед с родителями, педагогами по реализации проекта;
- информирование родителей о ходе реализации проекта через папки-передвижки, консультации
• Беседа
• Анкетирование
• Занятия-практикумы
с воспитателями по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики
• Подбор специальной литературы
• Разработка и систематизация пальчиковой гимнастики и
физминуток по лексическим темам.
• Обновление интерьера кабинета.
• Оформление уголка логопеда.
• Пополнение логопедического кабинета методическими пособиями
Основной этап Рабочий
Первый год Средняя группа
Содержание работы
1. Составление диагностической карты по обследованию речи детей.
2. Проведение обследования
3. Подгрупповые занятия с детьми средних групп по формированию артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика).
Формы работы:
1. Консультации для родителей
2. Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования
3. Выступление на родительских собраниях
Тема: «Развитие речи в определенные периоды дошкольного детства»
4. Индивидуальные занятия с детьми, у которых нарушена группа свистящих звуков
5. Анализ развития речи в конце года (диаграмма)
Второй год Старшая группа
Содержание работы
1. Обследование речи детей по диагностической карте (диагностика речи в сравнении с результатами средней группы)
2. Подбор группы детей для индивидуальных занятий по постановке свистящих и шипящих
звуков.
3. Индивидуальные занятия с ребёнком не менее 2 раз в неделю.
4. Занятия по развитию фонематического слуха и мелкой моторики руки (3-5 человек)
5. Проверка знаний детей по подготовке к обучению грамоте
6. Повторное обследование речи в конце года (результаты работы).
Формы работы:
1. Консультации для родителей (папка для занятий, печатные материалы, как заниматься дома)
2. Собрания для родителей
• Темы: Правильно ли говорит ваш ребёнок? (развитие лексики, грамматического строя фонематического слуха, правильного произношения).
• Вопрос родителей - ответ логопеда.
3. Беседы с родителями о необходимости проходить ПМПК для дальнейшего определения их ребёнка в специальное дошкольное учреждение.
4. Консультации для воспитателей:
• Подготовка детей к обучению к грамоте.
• Роль мелкой моторики в развитии речи детей.
• Какие игры можно использовать для развития речи детей.
• Что тревожит и интересует воспитателя.
5. Семинары- практикумы:
• Логоритмика - это важно и интересно, (воспитатели).
• Мама, помоги мне правильно говорить, (родители).
6. Консультации с психологом.
7. Анкетирование родителей: Любите ли вы своего ребёнка?
8. Анализ развития речи в конце года (диаграмма)
Третий год Подготовительная группа
Содержание работы
1. Обследование речи детей по диагностической карте (диагностика речи в сравнении с результатами старшей группы)
2. Подбор группы детей для индивидуальных занятий по постановке шипящих и сонорных звуков.
3. Индивидуальные занятия с ребёнком не менее 2 раз в неделю.
4. Занятия по развитию фонематического слуха и обучению грамоте
(3-5 человек)
5. Проверка знаний детей по подготовке к обучению грамоте
6. Повторное обследование речи в конце года (результаты работы).
Формы работы
1. Беседы с родителями о необходимости проходить ПМПК для дальнейшего обучения их ребёнка в школе.
2. Консультации для родителей о необходимости автоматизации звуков в домашних условиях.
3. Собрания для родителей
•Темы: Правильно ли говорит ваш ребёнок? (развитие лексики, грамматического строя фонематического слуха, правильного произношения).
• Вопрос родителей - ответ логопеда.
• Нужно ли ребёнка учить читать и как это сделать правильно.
• Развитие речи - залог успешного обучения в школе.
4. Семинар-практикум: Говори правильно (для воспитателей и родителей).
5. Консультации с психологом.
6. Консультация для родителей рубрики "Играем вместе"
7. Круглый стол для педагогов по проблеме использования моделирования и опорных схем в работе по обучению грамоте
8. Консультации с логопедами других учреждений
7. Анализ развития речи в конце года (диаграмма)
Ожидаемые результаты:
• Интерес детей, родителей и педагогов.
• Активное участие родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе.
• Совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.
Динамику развития речи за 3 года можно посмотреть в моём альбоме "Результаты работы"
Такую работу я проводила в обыкновенном детском саду с детьми, которым требовалась помощь логопеда. Моими помощниками были педагоги и родители детей. Буду рада, если мой опыт поможет в работе педагогов. Отвечу на ваши вопросы, если они у вас появятся.
Приятного просмотра!