Валентина Яковлева
Профессиональные деформации педагога и их преодоление
▼ Скачать + Заказать документы
«Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А.
Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К. Ахметова, 2012, профессия педагога – одна из наиболее деформирующих личность человека и профессионала
Профессиональная деятельность оказывает самое большое влияние на человека. В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, которые негативно влияют на психическое здоровье человека. Если профессиональная роль значима для него и выполняется в течение длительного периода, то это оказывает большое влияние на психический облик человека, его установки, мотивы деятельности.
Публикация «Профессиональные деформации педагога и их преодоление» размещена в разделах
Профессиональная деформация личности связана с действием подсознательных механизмов психологической защиты, вследствие которых появляются стереотипы поведения, препятствующие творческой деятельности, а также приводящие к изменению содержания сознания.
Профессиональная деформация преподавателя может быть представлена как искажения в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность, а также социальную адаптивность педагога. Она представляет собой измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности педагога.
К основным профессиональным деформациям в педагогической деятельности можно отнести духовное окостенение, амбициозность и авторитарность, формализм и конформизм, увеличивающийся с годами консерватизм, специфическое построение речи, связанное с привычкой к упрощенному подходу к проблемам, избыточную обобщенность в восприятии своих учеников (усредненность, формализация отношения; сглаженное восприятие непохожести, индивидуальных черт, своеобразия личности ученика).
Основные профессиональные деформации педагога:
1) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
2) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
3) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
4) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
5) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
6) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
7) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
8) Некомпетентность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.
Как уже было выше упомянуто, одним из факторов профессиональной деформации является переутомление, хроническая усталость, не умение распределять своё время и досуг.
Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:
Для профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагогов важно организовать в образовательном учреждении целенаправленную работу в этом направлении. В качестве методических средств, способствующих реализации вышеназванных задач профилактической работы, важно выбрать активные методы группового обучения – деловые игры и тренинги, творческие мастерские, профессиональные конференции, обмен опытом, дискуссии на актуальные педагогические темы, курсы повышения квалификации.
1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).
2. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия»).
3. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.
4. Использование инновационных форм и технологий обучения.
5. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
6. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.
Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:
1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь, усталости, головной боли, бессонницы и т. д.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.
3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.
Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:
- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
- немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;
- неразрешенные личностные конфликты.
Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.