наталья крючкова
Половое воспитание подростков. Проблемы детей и взрослых, воспитание женственности и мужественности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблеме психологических различий между мальчиками и девочками, формируемыми в процессе социализации с нарушениями интеллектуального развития, посвящено не так много работ.
Д. Н Исаев и В. С Каган, изучая психосексуальное развитие детей с нарушениями интеллектуального развития по осведомленности в вопросах пола, отмечали, что такие дети заслуживают особого внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового у здоровых детей (равно, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола).
Публикация «Половое воспитание подростков, Проблемы детей и взрослых, воспитание женственности и мужественности» размещена в разделах
По мнению ученых, в условиях нарушения психики усиливается роль влечений, как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д. Н Исаев. 1996). Влечения при этом могут быть не только усиленны, но и извращены.
Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка не является редкостью. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых детей характерны в той же степени, что и для здоровых. Во время исследований было выявлено, что у умственно отсталых детей задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978)
У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, чем у здоровых детей 13-15 лет. Также у них недостаточно развита половая идентификация.
Исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни связанных с полом, их представления бедны и искажены.
Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания, создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению.
Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующимся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и неспособными дать выход своим чувствам (К. С Лебединская, 1968).
По данным ученых, среди нарушения поведения у девочек с умственной отсталостью чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации.
Знакомство с психологией умственно отсталого ребенка дает возможность увидеть высшие и низшие потребности, возникающие в процессе развития.
Высшие чувства вызываются удовлетворением духовных потребностей, низшие – органических потребностей. Так как чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы и налицо слабость интеллектуальной саморегуляции, органические потребности у большинства из них превосходят духовные.
У ряда умственно отсталых детей наблюдается повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличается неумеренностью и безудержностью. Также безудержны, могут быть и развившиеся (при неблагоприятных условиях) преждевременно сексуальные устремления.
Д. Н Исаев и Л. М Шипицина указывают на то, что в процессе развития умственно отсталого ребенка должна содержаться работа по воспитанию мужественности и женственности. Эти авторы считают, что работа по воспитанию мужественности и женственности должна начинаться в возрасте 8-10 лет.
Другие авторы говорят о том, что эта работа должна уже начинаться в дошкольном возрасте. Данный вопрос по сей день считается дискуссионным, нет четких возрастных рекомендаций.
Важно то, что половое воспитание необходимо для организации воспитательной работы с целью формирования целостной личности, способной осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности, благодаря чему, появляется возможность установления оптимальных отношений с людьми своего и противоположного пола.
Огромную роль в половом воспитании умственно отсталого ребенка играет окружение. Поэтому своевременная настойчивая работа олигофренопедагогов (родных, направленная на формирование духовных потребностей, способствующих формированию высших чувств, обеспечивает развитие регуляции поведения, совести, ответственности и других важных качеств.
По мере взросления умственно отсталого ребенка, его гормоны заявляют о себе, вызывая своеобразные физические изменения. Детям необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствие своих поступков.
Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами : высокий уровень половых инфекций, подростковая беременность, жестокость, гомосексуальность, мужская и женская проституция.
Во время подготовки мероприятий (занятий, уроков) по половому воспитанию необходимо учитывать индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга, сложных как по форме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.
Усвоение ребенком мужской и женской роли благополучно происходит в том случае, если в окружающем его обществе находятся не только женщины, но и мужчины. Но практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в домах-интернатах (воспитатели, врачи, учителя, няни и др.) – женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
Таким образом, в плане становления гендерной идентичности (половой, мальчику предстоит решать более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую, по образу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности (мужественности).
Итак, у подростков с нарушениями интеллектуального развития воспитание мужественности и женственности должно происходить с учетом всех специфических особенностей.