Ирина Мошнова
Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема доклада : «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития»
Воспитатель: Мошнова Ирина Михайловна
МБДОУ детский сад№6 «Ягодка»
г. Ворсма
Слайд 2
Ранний возраст – важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладывается познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.
Публикация «Доклад „Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмотря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие. В общении со сверстниками малыши получают огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности.
Слайд 3
Общение с другими детьми играет важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.
Слайд 4
Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстрировать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребенок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому общение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.
Слайд 5
Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий.
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. Такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год.
Слайд 6
2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия начинаются бесцеремонностью. Ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
Слайд 7
3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения.
Слайд 8
4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый — ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Слайд 9
Совместные действия между детьми, 2 года жизни еще не носят постоянный характер. Они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать совместные интересы.
Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.
На третьем году жизни общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу
Слайд 10
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
Наблюдения показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению. Они чаще улыбаются, относятся друг к другу доброжелательно, стремятся вызвать интерес к себе.
В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Слайд 11
Игра «Ласковое имя»
Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.
Слайд 12
Игра «Флажок»
Цель: Учить реагировать на своё имя и проявлять симпатию к сверстникам.
Для игры понадобится флажок. Дети встали в кружок: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит воспитатель. «Кому дать, кому дать, кому флаг передавать?» Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок. Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними! Ваня берёт флажок, поднимает его. Вот наш Ваня идёт и флажок свой несёт «Кому дать, кому дать, кому флаг передавать!» Ваня выбирает ребёнка, которому передаёт флажок, -игра повторяется.
Слайд 13
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: Способствовать формированию любви к окружающим.
Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями без слов. Один из детей «превращается в маму» другой в её «сыночка», и показывают как они любят друг друга. Следующие пары «мама и дочка» и. т. д.
Слайд 14
Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку»
Цель: Способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребёнок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться, не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
В заключении следует подчеркнуть. Что общение занимает важное место на всем протяжении жизни ребенка и взрослого!
Слайд15
Спасибо за внимание!