Светлана Бережная
Нравственно-патриотическое воспитание в практике работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое, нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной проблемой. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – к маме, папе, другим родственникам. Патриотизм – это корни, связывающие с родным домом и ближайшим окружением.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в практике работы воспитателя» размещена в разделах
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т. д. Важно подвести ребенка кпониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе помогает предметно-пространственная среда в группе.
В группе был создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности. В него входят:
- материалы по символике России;
- национальностях;
- героях Великой Отечественной войны
Разработали перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. В нем отразили такие блоки как: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя станица», «Моя малая Родина», «Красная книга Краснодарского края», «Страна, её столица, символика», «Будем Родине служить».
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта.
Работали над краткосрочными проектами «Моя семья», «Моя Россия», «День Защитника Отечества».
С детьми проводились беседы на тему: «Наша Родина – Россия», «Кубань- наша Родина», «Мой любимый детский сад», «Масленица», «Москва-столица нашего Отечества», «Что я знаю о своей семье», «Казаки-защитники Отечества», «Спешите делать добро», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Солдаты-защитники нашей Родины», «Наша Армия отважна и сильна»,
Читали детям произведения А. Митяева «Почему Армия родная?», А. Твардовского «Рассказ танкиста». Разучивали стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?», читали рассказы
А. Митяева «Землянка», «Сестра», «Богатыри», Л. Кассиль «Твои защитники»
Проводим дидактической игры «Рода войск России», «Флаг России», «Кто в какой стране живет», «Продолжи пословицу», «Страны и народы», «Отгадай профессию»; сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Мы-солдаты», «На боевом посту», «Моя семья»
Рассматривали иллюстрации с изображением Российского флага, герба, с изображением различных уголков нашей Родины.
Слушали гимн Российской Федерации. Провели утренник, посвященный Дню Защитника Отечества, Дню матери, Международному женскому дню «8 Марта». Изготовили стенд на тему: «Мой папа в Армии служил».
Сделали выставку Детских рисунков на тему: «Моя семья», «Военная техника»
Показывали презентации на тему: «Наша Армия родная», «Блокада Ленинграда»
Провели консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников», «Патриот воспитывается с детства», «Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка старшего дошкольного возраста».
Квест-игра в патриотическом воспитании имеет важную роль. Поддерживает познавательный интерес к истории своей страны. Закрепляет значение отличительной символики России: флаг, герб. Формирует уважительное отношение к представителям Вооруженных сил, высокие нравственные качества : инициативу и самостоятельность, сознательную дисциплину. Обогащает словарь за счет употребления в речи названия видов войск и их представителей. Воспитывать у дошкольников чувства товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, готовность защищать Родину. Проводили квест-игру «Защитники Отечества», «Родная страна-Россия».
Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагогов, несмотря на трудности,–воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.