Папки-передвижки

Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка

Татьяна Фомичева
Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Технология ТРИЗ – эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельности направлен на развитие творческих способностей, нестандартного видения мира, нового мышления ребенка. Творчество, фантазия, умение создавать новое - наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Период детства признан уникальным, и в ст. 1.2. ФГОС ДО подчеркивается самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека.

Публикация «Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка» размещена в разделах

Ребенок не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Цель ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

Так же ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Мы не должны давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться сам находить ее. Педагог поэтапно ведет детей к разрешению противоречий.

Первый этап - педагогическая ситуация, которая подводит ребенка к проблеме многофункционального использования объекта.

Второй этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:

- что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

- что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

Третий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Четвертый этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную, музыкальную.

Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала.

Главное, предоставить возможность детям свободного высказывания. При обычных обсуждениях «генераторы» и «критики» часто мешают друг другу. Во избежание этого предлагается – «мозговой штурм»

«Мозговой штурм» - это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Цель: развитие быстроты мыслительных процессов. Правила: работа подгруппой (2-7 чел, установка - можно высказывать любую мысль, исключается критика со стороны, как сверстников, так и воспитателя, поощрение свободного ассоциирования, множество идей, итог-выбор наиболее интересной

Достоинства «мозгового штурма» : простота, доступность, возможность высказаться каждому, принятие каждого высказывания.

Возможные темы «мозгового штурма: как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? Как обогреть людей на улицах в лютый мороз? Как не ссориться с мамой? Придумайте дом будущего? И т. д.

Наиболее эффективным методом развития детской фантазии является «метод фокальных объектов» - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Цель метода – совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Летокраб”. Его родители: краб и птичка. Живет в на деревьях около морей. Дом его –гнездо. Очень быстро бегает по земле, летает и плавает в море. Может достать фрукты с высокого дерева. Алгоритм работы: выбор объекта и случайных объектов, определение характерных признаков случайных объектов, «перенос» этих признаков на выбранный объект, оценка новых идей и отбор наиболее эффективных с точки зрения реализации, формулировка задачи на разработку новых модификаций объекта

В группах старшего дошкольного возраста, где дети умеют читать, целесообразно использовать таблицу.

Рассматриваемый объект - книжка для малышей

Объекты Признаки

Стол

Цветок

Девочка Деревянный, новый, старый, компактный, складной.

Большой, яркий, маленький, многолетний, однолетний

Умная, добрая, открытая, замкнутая, способная.

Этот метод не только решает задачу развития творческого мышления и воображения детей, но и активно развивает речь.

Представление о мире, как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, помогает сформировать метод морфологического анализа. Данный метод предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Алгоритм действий при морфологическом анализе: формулировка проблемы, определение важнейших элементов, определение вариантов исполнения элементов, фиксирование в таблицу, оценка всех имеющиеся в таблице варианты, выбор оптимального варианта. Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.

Для детей старшего возраста используется морфологическая таблица в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали. Мы так же можем добавить третью ось – тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое. Для примера возьмем использования морфологической таблицы при обучении детей составлять рассказы.

Основные части рассказа 1 2 3 4

А Зачин (начало) Однажды много лет тому назад жили –были Услышал

Б Герои Звери Люди Предметы (вещи) Явления природы

В Место действия Город, лес, царство, морское дно,

Г Кульминация Пропал сбежал, заболел, превратился

Д Развязка Спасли, Встретились, Выстроили дом Сыграли свадьбу

На начальном этапе обучения воспитатель вместе с детьми составляет рассказ или сказку используя созданную таблицу, в дальнейшем можно использовать карточки, например: А4,Б1,В3,Г2,Д4 – карточки могут быть как индивидуальные, так и на парту, стол, группу.

Для установления связи прошлого, настоящего и будущего можно использовать метод «многоэкранного мышления».

Воспитателю такой экран дает очень многое: он помогает определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового. Эту схему можно давать начиная с младшего возраста, но не давать сразу все девять экранов, а заполнять их постепенно.

Наблюдение за ростом и развитием лука. Результаты так же можно отразить в таблице:

Прошлое Настоящее Будущее

луковица Проросший лук Блюда из лука, лекарство, а так же семена.

Так постепенно дети подводятся к работе с «девятиэкранником». Эта работа может выглядеть следующим образом:

Прошлое Настоящее Будущее

Надсистема 6. Грядки где всегда росли тюльпаны. 3. Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами. Произведения живописи или другие работы с этими цветами.

Система 4. Луковица тюльпана. 1. Тюльпан 7. Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год.

Подсистема 5. Корешки и росток у луковицы 2. Из чего состоит цветок, какой он по цвету, форме, запаху. 8. Чем тюльпаны отличаются друг от друга.

С помощью ТРИЗ можно работать и над составлением рассказа по картине. Работа делится на несколько этапов.

1. Аналитический этап (отвечаем на вопрос – Что я вижу. Называем все объекты, которые видно (существительные).

2. Синтетический этап (связать не связуемое. Все объекты связываются в предложения)

3. Выразительные средства речи (загадки, сравнения, отличия)

4. Линия развития (прошлое, но относящееся к настоящему: что было 5 минут назад, час назад, день, год)

5. Будущее (что произойдет, будет – относящееся к данному сюжету)

6. Другая точка зрения.

- с точки зрения героя,

- одушевленного или неодушевленного предмета

- зависимости от эмоционального, физического состояния героя

7. использование других органов чувств: представьте, что вы попали в эту картину. Что вы услышали. Какие запахи вы уловили. Включение осязания – описание предмета на ощупь. Вкусовые качества.

8. Дети пишут сочинение или составляют рассказ.

Таким образом, в результате использования ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, творчество и фантазия. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность. Технология ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга

Более подробно с теорией развития изобретательских задач можно ознакомиться в:

1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

2. «Развитие творческого мышления ребёнка» Ю. Г. Тамберг Речь. Санкт-Петербург

Публикации по теме:

Мнемотехника — эффективный способ развития памяти дошкольника. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Я хочу поговорить о развитии мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас мельком слышал о значимости развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка
Опубликовано: 3 июня 2015 в 23:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фомичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД