инна шишелова
Использование коллекций в организации мини-музеев с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему» на помощь приходит музейная педагогика, ведь музеи – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа.
Темочки:
Основой любого музея являются экспонаты и коллекции. Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, объединенных конкретной тематикой. Страсть к собиранию каких –либо предметов общепризнана; наверное, нет человека, который не испытал бы ее влияния на себе. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Причем проявляться она может в самых разных формах – от легкой до всеохватывающей.
Коллекционирование способствует расширению кругозора детей, и обеспечивает их всестороннее развитие. Занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируя имеющиеся знания.
В работе по организации коллекционирования я опираюсь на :
- технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Практическую педагогическую деятельность осуществляю с учетом принципов:
- личностно-ориентированного подхода;
- системности;
- доступности;
Вся работа по созданию коллекций проходит в три этапа:
Iэтап – адаптация приема коллекционирования :
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
II этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
-организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
III этап – организация собственных выставок и коллекций детей, привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
Реализация задач национально-культурного компонента с использованием коллекционирования достигает высоких результатов, потому что дети знакомятся с растительным и животным миром своего края, с заповедниками, природными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных; у них формируется осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Но говорить о коллекционировании и не затронуть тему создания мини-музеев о родном крае, просто не возможно. Несколько лет мы с детьми создаем свои личные мини-музеи. В процессе создания мини-музееви сбора коллекций активное участие принимают не только родители воспитанников, но и бабушки, дедушки, братья, сестры. Во время летних отпусков, путешествуяпо разным уголкам нашей Родины, а в последнее время очень популярным стало посещение озера Байкал. Из поездок они привозят экспонаты, имеющие историческое значение, которые позволяют окунуться в историю нашего края, познакомиться с коренными жителями Прибайкалья и их образом жизни.
Создавая мини-музей «Растительный мир Прибайкалья», дети принесли (разные) коллекции растений, привезенные из отпуска, сами собирали листья, ветви для создания гербариев, композиций, из принесенныхфотографий изготавливали фотоальбомы, макеты, что способствовало расширению представлений о растительном мире озера Байкал. Энциклопедии и разные источники информации позволили узнать о целебных свойствах трав и растений Прибайкалья, об использовании их при лечении разных заболеваний в давние времена.
В мини-музей «Животный мир Прибайкалья», мы поместили коллекцию игрушек «Животные нашего края»,которая помогла детям узнать о типичных представителях животного мира Прибайкалья, о среде обитания, повадках, питании и размножении, созданная совместно с детьми «Красная книга» способствовала расширению представленийоб исчезающих животных и их бездушном истреблении человеком. Родители участвовали в сборе материалов, объектов, информации для коллекции и оказали помощь в создании презентаций по данной теме.
Собранная нами коллекция «Подводный мир Прибайкалья» позволила расширить представления детей о разнообразии рыб и невидимых санитаров озера Байкал. Во время путешествий родители вместе с детьми собрали коллекции камней и ракушек и принесли в детский сад. Дети с удовольствием рассматривали их с помощью луп, восхищались необычной формой и расцветкой, создавали прекрасные композиции и красивые поделки. Данные коллекции помогли в создании макета подводного мира озера Байкал.
Из разных уголков нашей планеты приезжают туристы и ученые, чтобы полюбоваться ластоногим символом озера Байкал – нерпой. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно знаний о жизни нерпы в природе, именно поэтому мы создали мини-музей «Ластоногий символ озера Байкал».
Дети и родители с большим интересом собирали информацию о жизни нерпы в естественной среде обитания, ее повадках, питании и размножении, собрали коллекцию сувениров с изображением нерпы, создавали фотоальбомы и даже домашние мини-музеи. В группе мы организовали коллекцию игрушек с изображением нерпы. Часть экспонатов приобретена во время путешествий, а часть изготовили собственными руками.
Чтобы познакомить с историей, традициями, культурными ценностями, бытом, национальными костюмами народов Прибайкалья мы создали мини-музей «Народы Прибайкалья», поместив коллекцию предметов старины.
В нашей группе уже стало традицией приглашать на экскурсии в мини-музеи сверстников и детей младших групп. Они с удовольствием и проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками музейные экспонаты, предметы коллекций.
Классифицируя собранные объекты, ребенок учится определять, что их объединяет и чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребенка, знакомить с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Оказывается, их можно найти буквально под ногами, нужно лишь внимательно присмотреться.