Елена Гурьянова
Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Я, Гурьянова Елена Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Воротынский детский сад №2 «Светлячок». Стаж моей педагогической работы 30 лет.
«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций
Представляю вашему вниманию компьютерную презентацию практических достижений профессиональной педагогической деятельности.
2 слайд
По теме: «Мини –музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах
3 слайд
Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:
3.1. Научно-исследовательские
а). Во-первых, я изучила нормативные документы (гиперссылка);
б). Во-вторых, изучила психо-педагогическую литературу в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников (гиперссылка);
в). В-третьих, я изучила основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.
3.2. Методические условия формирования личного вклада-методические.
а). Изучила современные образовательные методики технологии (гиперссылка);
б). Я разработала методические материалы по созданию мини-проекты : Мини – музей в средней группе «Сказка в гости к нам спешит», проект мини-музея в старшей «Книга-наш друг», проект мини-музея в подготовительной группе «Мир времени».
в). Конспекты ООД «Сказка за сказкой», «На полянку пойдем, там сказку найдем», «Заюшкина избишка», «Три медведя», «Давайте дружить с книгой», «Такие разные книги», «Может, сказка, может быль», «История возникновения бумаги», «Книжка- малышка в подарок младшим детишкам», «Экскурсия в музей».
ООД «История часов», «Настенные часы с кукушкой и др.
Сценарии праздников и развлечений: Инсценирование сказки родителями: «Теремок», детьми «Репка», литературная викторина «В стране сказок», «конкурс чтецов», игра «Умники и умницы», досуг «Путешествие в мир часов» и др.
г) Занималась самообразованием по составленному плану;
д) Разработала план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;
е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике (гиперссылка).
3.3. Третий вид условий организационно-педагогические.
Правила квалификационные курсы «Теоретические и методические основы развития ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения (ФГТ и ФГОС)» на базе НИРО;
Квалификационные курсы «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» на базе НИРО;
Семинар «Индивидуальный подход к организации РППС в рамках ФГОС ДО» Маханёва Майя Давыдовна;
Работа в районных методических объединениях и мероприятиях МБДОУ;
Вебинары «Изменение содержания деятельности педагогов по ФГОС ДОУ». Чеменева Алла Анатольевна;
«Культурные практики как средство развития детей дошкольного возраста в процессе дошкольного возраста в процессе реализации педагогом образовательной программы» Чигиринова Е. В.
Активно использую информацию с педагогических интернет – сайтов.
4 слайд
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.
Я задумалась о том, как же поддержать интерес к неизведанному? И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные: Во – первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии.
Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.
5 слайд
Поэтому я поставила цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.
Для достижения этой цели ставим задачи:
Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;
Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;
Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;
Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;
Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;
Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.
6 слайд
Для реализации поставленных задач были созданы условия :
Организация развивающей предметно – пространственной среды;
Организация совместной деятельности с детьми,
Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.
7 слайд
Работу по данной теме я начала со средней группы. Разработала план по самообразованию на данную тему, где спланировала систему работы по внедрению в образовательный процесс музейной педагогики. Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.
На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музеев-групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, руководитель физической культуры, педагогом-психологом, социальным педагогом и социумом: библиотекой, школьным музеем, домом детского творчества, музеями других групп, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.
Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.
В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приё мы:
• беседы с детьми;
• ООД по тематике музеев;
• опытно-исследовательская деятельность;
• чтение художественных произведений;
• экскурсии для детей и родителей;
• самостоятельное рассматривание экспонатов.
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;
• выставки;
• мастер-классы по изготовлению экспонатов;
• Литературные викторины, драматизация произведений, спортивные досуги, праздничные развлечения.
Заключительный этап, обобщающий.
Здесь мы проводим торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп. Разрабатываются экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, организуются праздники, спектакли, дни открытых дверей.
8-9 слайды
За время работы над данной темой мною были разработаны следующие проекты мини - музеев : в средней группе проект мини – музея «Сказка в гости к нам спешит». Его задачи: формирование у детей познавательного интереса к сказкам, воспитание на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Были собраны экспонаты по разделам:
• «волшебные предметы»,
• «волшебный театр»,
• «библиотека сказок»,
• «дидактические игры».
10-11 слайды
В старшей группе был создан проект мини – музея «Книга –наш друг». Его задачи: развитие у детей познавательного интереса к книге, знакомство с многообразием жанров и видов книг, воспитание бережного отношения к ним.
Мини-музей включает в себя разделы: «Книги наших бабушек и мам», «Сказки», «Книги К. И. Чуковского», «Умные книжки», «Книжки –малышки», «Книжкина больница», «Библиотека», альбом «История возникновения книги».
12 слайд
В подготовительной группе был создан мини-музей «Мир времени». Его задачи: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями, о периодичности времени, сменяемости и необратимости.
Музей представлен настенными часами, будильниками, наручными часами, песочными, солнечными, клепсидра, дидактические игры («Путешествие в страну часов», «Часы», «Тик-так», «Назови предыдущее и следующее число», «Четвёртый лишний», созданы альбомы : «Часы», «Самые известные часы в мире» собраны книги на данную тему, часы, сделанные детьми совместно с родителями. На этом работа не заканчивается, музеи пополняется экспонатами.
13 слайд
Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме:
родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Приобщение ребенка к книге»;
анкетирование по данной теме;
консультации;
участие родителей в сборе экспонатов;
проводились мастер-классы по изготовлению разных видов театров, «книжек-малышек», часов, дидактических игр;
принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;
Подготовили и провели «Конкурс чтецов», участвовали в драматизации сказок, в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», где заняли 1 место, в развлечении «История часов или какие бывают часы».
Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.
Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.
14 -15 слайд
Взаимодействие со специалистами.
Совместно с музыкальным и физкультурным руководителями проводим праздники и развлечения по теме мини – музеев.
Учитель – логопед проводит беседы, консультации. Педагог-психолог помогает развивать у детей навыки правильного взаимодействия. Социальный – педагог проводит кружок «Здравствуй русская изба», где знакомят с традициями русского народа.
Дети посещают музеи, созданные специалистами : «Музей русская изба» создан социальным педагогом, «Музей олимпийских игр» - физкультурным руководителем, «Музей эмоций» - учителем логопедом, «Музей музыкальных инструментов» - музыкальным руководителем, «Музей истории детского сада» - заместителем заведующего детского сада.
16 слайд
Организовано взаимодействие с учреждениями социума:
Совместно с районной детской библиотекой воспитанниками МБДОУ принимали участие в проекте;
Организована экскурсия в школьный музей, в магазин часов и в часовую мастерскую;
Воспитанники МБДОУ посещают драматический кружок в районном доме творчества;
Посещают ФОК.
17 слайд
В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.
На начало проекта высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.
Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.
Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.
Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школе.
Наша группа заняла 1 место в смотре –конкурсе на «Лучший мини – музей в МБДОУ» (гиперссылка)
18 слайд
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности:
• на организационно-педагогических мероприятиях:
На уровне МБДОУ принимала участие в советах педагогов, семинарах и других мероприятиях;
На уровне МБДОУ принимала участие: в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», в смотре – конкурсе «Лучший книжный уголок»;
Провела мастер – класс для педагогов на тему: «Изготовление книжек –малышек»;
• На региональном уровне:
Размещаю свои методические разработки на педагогических интернет- сайтах (гиперссылка);
• В СМИ:
Во Всероссийском журнале «Дошкольник. рф» опубликовала статью «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (гиперссылка).
В «Воротынской газете» опубликовала статью «Мини-музей» (гиперссылка).
Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.
Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.
18 слайд.
Перспективы дальнейшей работы
1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.
2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.
3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.
Литература
1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.
2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.
3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.
4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.
5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.
6. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г
7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.
8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.
9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.
10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.
11. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://infourok.ru/, https://ped-kopilka.ru, https://doshkolnik.ru.