Елена Босий
Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает, что игра до настоящего времени — это важнейшее средство воспитания ребенка. А народная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, которые являются ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка при организации в процессе организации досуговой деятельности.
Публикация «Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью.
Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И. А. Ильина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и др. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова. и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества : от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.
В истории народная игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека, она учила и наставляла, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Вряд ли можно найти сторону культуры или воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней народных игр.
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Именно народна игра, должна занимать ведущее место в досуге детей.
Игра лишь один из видов досуговой деятельности, точнее — одна из ее форм. Как независимый вид деятельности, он предстает в игре малыша. В его личном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность — это естественный воспитательный институт малыша, в котором он осваивает жизнь, получает познания и умения, навыки общения, формирование фантазии и механизмы творческого сознания.
Для малыша игра — это средство психологической подготовки к грядущим реальным жизненным ситуациям. Как только малыш оставляет мир беспечного детства, как только у него возникают социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно теряется и ей на замену прибывает досуговая. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учеба делается непреложным занятием, обусловленным внешней необходимостью. Возникает деятельность учебная, которая для него, как уже отмечалось, в достаточной степени с ложный и насыщенный труд, разделяющий время на учебное и свободное от него — досуг [1, c. 22].
В содержательном плане структура досуга в рамках ДОУ включает: общение, спортивно-оздоровительную активность, игры, отдых на природе, прогулки, интеллектуально-познавательную активность функционального (чтение, занятие в кружках, клубах и т. п.) и пассивного характера (посещение выставок, кинозалов, просмотр телевизора, обсуждение музыки и т. п., любительскую деятельность прикладного характера (фотодело, вязание, шитье и т. п., общественно функциональную активность (уборка прилегающей территории, трудовой десант в содействие пожилым людям и т. п.).
Досуг детей может быть :
1) пассивным (зрительский, слушательский) и функциональным (деятельностным);
2) организованным (педагогически целесообразно применяемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс применения свободного времени);
3) контролируемым и неконтролируемым;
4) коллективным и индивидуальным;
5) подражательным и творческим;
6) опережающим (перспективная изыскательная активность) и нормативным (обычно сложившиеся модели досуга) [1, c. 18].
А теперь давайте обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту.
1.4. Основные принципы дошкольного образования :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей [2].
И здесь сразу вспомним основную догму дошкольного образования- основным видом деятельности любого ребёнка является игра! Теперь соединим всё это в единое целое и что же мы получим? Именно благодаря игре мы сможем реализовать основные принципы дошкольного образования. Именно в игре ребёнок может полноценно проживать все этапы детства, а благодаря народной игре мы в полной мере можем реализовать и принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, и принцип сотрудничества, и принцип приобщения детей с социокультурным нормам, и формирование познавательных интересов и познавательных действий, и все остальные тоже.
Так что же такое народная игра? Универсальный приём для формирования полноценной ситуации развития ребёнка. Незаменимый инструмент воздействия на духовную составляющею каждого ребёнка. Замечательный способ приобщения ребенка к традициям и обычаям родного народа. Ну и конечно же прекрасный способ организации досуговой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Список литературы:
1. Кобраева. Н. Г. Досуговая деятельность как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников. // Социально-педагогичная работа. - 2007. - № 10. - С. 35-38.
2. https://base.garant.ru/70512244/#friends