МААМ-картинки

Доклад «Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР»

Ирина Абрамова
Доклад «Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Построение образовательного процесса при формировании адъективного словаря у детей дошкольного возраста должно основываться на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Основными формами выступают :

Публикация «Доклад „Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах

Образовательные ситуации

• - планируются и организовываются педагогом в любое время в режиме дня;

• - длится от 3-5 до 10 минут;

• - предполагает участие небольшой подгруппы детей;

• - несколько ситуаций с одним дидактическим средством;

• - повтор одной ситуации с разными подгруппами детей;

• - могут быть реально- практическими и игровыми.

О. М. Ельцова считает, что образовательная ситуация является основной формой работы по развитию речи детей. Она отмечает, что для развития речи необходимо использовать игровую обучающую ситуацию (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

Специальное занятие

1. Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу.

2. На занятии решается основная речевая задача.

3. Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми.

4. Выбор типа занятия осуществляет педагог, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.

Ситуация общения.

Непосредственное общение или опосредованное общение через игрушку, в котором находят отражения знания и умения полученные на специальном занятии и в образовательной ситуации

Существуют разные классификации методов. Наиболее известная - методы : словесные, наглядные, практические.

Алексеева М. М., Яшина В. И. выделяют две группы методов.

Методы накопления содержания детской речи.

Эта группа включает методы :

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

И методы направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Эта группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Один из основных методов является БЕСЕДА

В беседе используется целый комплекс приемов обучения.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Педагогу нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и наблюдений:

1. Наблюдения должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.

3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: педагог задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда; какие? из чего сделаны). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову : интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – прозрачный. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (Шуба меховая – это одежда из меха для зимы, поэтому зимняя, теплая.

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями : «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом : выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов; объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря. В методике обращается внимание на разницу в двух методах : методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. В первой части занятия дети рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если педагог стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов, в том числе, по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря прилагательных можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.

Обязательными элементами дидактических игр и упражнений, являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

В работе над словом, Е. С. Слепович отмечал, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык». Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Упражнения должны быть кратковременными. На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры. Широко используется упражнение «Подбери определение» : дети подбирают к слову определение, например, яблоко какое? – спелое, сочное, румяное. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться. В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2–3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми.

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов, «Кто точнее скажет слово, «Кто быстрее ответит на вопрос?». Можно предложить детям такие соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, небо, снег, листья.

Одним из современных методов, используемых в формировании обогащении словаря является суггестивный метод.

Суггестивный метод. Представитель одной из болгарских школ болгарский педагог и психолог Г. Лазонов предлагает Суггестивный метод для ускоренного обучения иностранных языков. Привлек большое внимание нетолько учителей иностранного языка, но учителей-логопедов.

Суггестивная гипермнезия – это повышенная запоминаемость путем внушения в состоянии бодрствования.

Правильно организованное суггестивное обучение не вызывает усталости, предусматривает ненапряженную концентрацию. При суггестивном обучении выявляются скрытые резервные возможности памяти. Важное условие : неосознанный процесс запоминания в момент спокойной предметно-игровой деятельности; многократное повторение; записанный на магнитофоне текст воспроизводится в течение 20 минут 2 раза в день (1 месяц) во время свободных игр.

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать.

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых» МДОУ «Детский сад 62» Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых» Выполнила:.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Для своевременного развития сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Дети с большим.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности» Преловская.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего и дошкольного возрастаТестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста И. Ю. Глебова Комочек соленого теста – Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР»
Опубликовано: 1 августа 2018 в 23:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Абрамова (УИ 1318509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД