Таисия Сергеевна Сидорова
Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений. Цель формирующего этапа исследования-развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ. Представленный опыт соответствует потребностям детского сада, школы, социальному заказу. Научив детей дошкольного возраста чисто и красиво произносить все звуки родного языка, мы решили следующие задачи формирующего этапа.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
1. Оказали своевременное логопедическую помощь, преодолев фонематические нарушениями.
2. Сформировали фонематические процессы, обучили грамоте на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, обеспечили точную и прочную связь между звуком и буквой.
3. Научили слышать, различать и определять первый звук в предложенных картинках.
4. Научили определять любую позицию звука в слове (в начале, конце и в середине).
5. Научили в подборе предметных картинок с заданным звуком.
6. Отработали в играх правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
7. Добились качества и устойчивых знаний по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе поэтапного ознакомления с гласными и согласными звуками, включая в коррекционно-развивающие занятия авторские игры и практические игровые упражнения.
8. Сформировали способность в выполнении основных мыслительных операций.
9. Достигли определенного уровня психической выносливости (внимание стало более устойчивее, дети научились запоминать большее количество предметных картинок с заданным звуков).В обучающий эксперимент были включены авторские разработки фронтальных занятий с использованием игр.
К работе на фронтальных занятиях детей готовили на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На фронтальных занятиях изучали звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальные занятия включали несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
На первом этапе закрепляли правильное произношение изучаемого звука. При подборе лексического материала предусматривали его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключили по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Включали упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных и т. д., а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ).
В процессе выработки правильного произношение звуков учили детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
На втором этапе проводили дифференциацию звуков. Процесс овладения детьми произношением предусматривал активную мотивационно-насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работу по развитию фонематической стороны речи проводили одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения каждого ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в их речи звуки во многом зависело точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволило активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечили основу подготовки детей к овладению элементами грамоты.
В процессе овладения фонематической стороной речи в занятия постепенно включали упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделять звуки из разных позиций в слове; в свою очередь, помогли пополнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начиналась с выделения звука в слове и заканчивалась анализом и синтезом односложных слов.