джемма пястолова
Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для своевременного развития сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства.
Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду, т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения у детей разнообразны.
Публикация «Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу необходимо начинать с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком.
Наряду с этим знакомить детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок, целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например, в магазин, в парикмахерскую могут осуществлять родители.
К каждой экскурсии разработала вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное.
Следующий компонент комплексного руководства - обучающие игры используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью используются игры- драматизации. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагают выразительно передать движения различных персонажей.
Иногда приходится помогать детям переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывает на столе посуду, необходимо включаться в игру, обязательно взяв на себя какую-то роль, например, мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называет каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождает словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок заинтересован игрой, воспитатель обращается к нему с каким-нибудь поручением по смыслу игровой ситуации, например просит налить воды в чайник и поставить его на плиту или испечь пирожки. Педагог специально предлагал такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач. Например, в игрушечный чайник надо налить, воображаемую воду, вместо пирожков использовать предметы- заместители – бумажки.
В работе с детьми 4 – 5 лет, взрослый включается в игру более избирательно. Если его активность большая, ребенок часто останавливает взрослого: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключаются.
В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. Дети 3-4 лет часто сами обращаются к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях, вместе думают, чем можно заменить его. Например, перед тем, как разлить чай, девочки спрашивают друг у друга: «Где заварка?» С этим же вопросом они обращаются к воспитателю. Им предлагается выбрать заварку из природного материала. Девочки берут семена липы, раскладывают их в чашки и уже после этого наливают чай. Иногда детей специально ставят перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель. Девочки отводят своих дочек в детский сад, занимаются с ними и укладывают спать.
Общаясь с каждым ребенком в ходе игры, необходимо активизировать его опыт таким образом, чтобы он самостоятельно ставил игровые задачи. Для этого предлагается вспомнить, что видели на экскурсиях. Готовое решение игровой задачи дается крайне редко, в основном чтобы показать результат игры.
Нужно чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом.
Руководство сюжетно-ролевой игрой ученые понимают по-разному. Г. Н. Година, Н. П. Михайленко, Э. Т. Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять игровые действия, знакомые детям по опыту: покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать; закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.
Большое значение авторы придают организации игровой среды. Игровые уголки оснащаются игрушками – мебелью, кубами с отверстиями и вкладышами, которые используются в разных значениях: как стол, стул, паровоз, корабль и т. д. На поведение детей в процессе игры оказывают влияние и косвенные методы руководства : игровые ситуации, проблемные вопросы, реплики: «кукла голодная», «ежик устал, хочет спать».
Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых заданий.
Первая группа проблемных игровых ситуаций включает в себя условия, которыми задается необходимость усвоения предметно-игровых действий с образными игрушками. Это ведет к (развитию умения решать игровые задачи в наглядно-действенном плане).
Вторая группа проблемных игровых ситуаций направлена на овладение игровыми действиями, обобщающими знакомые предметно-игровые действия или хорошо известные ребенку практические действия. Это обобщение ведет к формированию элементов знаковой функции мышления.
Третья группа игровых проблемных ситуаций побуждает детей ставить игровые задачи и затем планировать их выполнение самостоятельно.
По мере усвоения способа решения игровых задач в приготовленной взрослым игровой ситуации детям следует предлагать игровые проблемные ситуации, которые побуждали бы самостоятельно готовить условия для решения. Например, девочку просят одеть куклу, но одежду, соответственно сезону года, она должна найти сама в знакомых местах для хранения игрушек.
Формируя цепочку игровых действий, взрослый подводит детей к тому, чтобы они воспроизводили ряд взаимосвязанных жизненной логикой действий. Например, перед кормлением куклы ребенок не только ставит ее на стул и кладет на стол одну-две игрушки, но и постепенно включает в игру новые действия: моет кукле руки, вытирает их полотенцем, наливает чай из чайника в стакан, кладет сахар, мешает ложечкой, затем даёт пить кукле, вытирает рот салфеткой.
Далее взрослый создает игровую ситуацию, когда ребенок вынужден выполнять взаимосвязанные по смыслу игровые задачи, к примеру, пойти в магазин за продуктами, приготовить обед. Новые игровые действия носят, как правило, развернутый характер, повторяются; а старые и хорошо усвоенные – свертываются, обобщаются, сокращаются, заменяются жестом или словом («Все, поела, они сами едят», «Уже поспала»).
Вторая группа игровых проблемных ситуаций направлена на то, чтобы ставить детей перед необходимостью оперировать все более обобщенными игровыми действиями благодаря использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов, качеств явлений, названных словом.