Елена Свалова
Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности»
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней. Хочется заметить, что при этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Эти знания – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Почему нетрадиционных? Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы на экологическую тематику, проведение опытов, экологические занятия, в своей работе нами используются театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность – это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности – формирование экологической культуры дошкольников. Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:
создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.
создать развивающую художественную сферу, для стимулирования художественно-речевой и театрально – игровой деятельности;
формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);
активизировать словарь ребенка.
Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей. Поэтому используем такие виды игр: игры – драматизации и игры-импровизации.
Использование игр-имитаций образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, трусливый заяц, трудолюбивый муравей, медлительная черепаха) - стимулирует проявление возможностей ребенка к театральной деятельности.
Игры - импровизации по текстам коротких экологических сказок и стихотворений, такие как, 3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами" способствуют развитию воображения, творческих способностей ребенка.
Использование сюжетов, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев, помогает постичь традиции, народную мудрость, заложенные в произведения. А перевоплощение в природные объекты позволяет в доступной форме познать особенности животного и растительного мира, закономерности земных циклов. Музыкально-ритмические движения, сопровождающие процесс «перевоплощений», увеличивают двигательную активность, а звучание красивой музыки понемногу формирует музыкальный вкус.
Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в ролевом диалоге героев экологических сказок Н. Николаевой «Капельки», «Откуда появился росток?», в инсценировках народных сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса» и других.
Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, дети познакомились с различными видами театра.
Театральные постановки делают воспитанников непосредственными участниками событий из жизни животных и растений, вовлекают в активную природоохранную деятельность. В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: птицы, времена года, фрукты, животные, рыбы и т. д. В будущем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.
Стараемся, чтобы сюжет сценария привлекал детей к проблеме, а не нагружал лишней информацией. Очень важно чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в спектакле, сделал свои выводы в сторону добра: мог обозначить проблему, понять причины, из-за которых она возникла, и решить ее. Средствами театральной деятельности серьёзная информация становится доступной благодаря ярким сказочным образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.
Тесное сотрудничество со специалистами: хореографом, музыкальным руководителем во время подготовки спектакля на экологическую тему способствует физическому, художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Музыка оказывает благоприятное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость.
Итогом совместной работы стала театральная постановка экологической сказки «Приключения в Добром лесу». Воспитанники подготовительной к школе группы, участвовавшие в данной постановке, являются победителями IX городского конкурса детского творчества «Хрустальный ключик» в номинации «Смешарики».
Включение родителей (законных представителей) в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Поэтому активно привлекаем семьи воспитанников к работе над постановкой спектаклей, чтобы экологическое воспитание было многоплановым. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в лес.
Для родителей были проведены консультации по проблемам экологической ситуации в нашем поселке и республике, даны рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе. Родители принимали активное участие в совместных экологических играх, праздниках, спектаклях. Совместно разработали сценарий пьесы – сказки «Секреты здоровья». Создана выставка книжек – малышек «Я сочиняю экологическую сказку», подготовлены костюмы, декорации для театральных постановок.
В заключении хочется подчеркнуть, что благодаря спектаклям на экологическую тематику воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе. А для нас открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.
Список литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
4. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
7. Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. : Учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.