Регина Еналеева
Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Дидактическая игра как эффективный компонент РППС
группы компенсирующей направленности для детей с ОНР"
Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Публикация «Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно – пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения — важный компонент в развитии ребёнка и его деятельность зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать его всесторонне и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР должна соответствовать следующим принципам:
1. Содержательно-насыщенная: пространство группы оформлено и оснащено таким образом, чтобы поддерживать игровую, познавательную, творческую активность воспитанников с учётом их индивидуально-личностных особенностей.
2. Трансформируемая: пространство группы можно использовать в различных целях благодаря подвижной мебели.
3. Полифункциональная: многие пособия и игры многофункциональны и могут использоваться в различных видах деятельности с разными целями.
4. Вариативная: пособия и игры выполнены из разнообразных современных материалов и соответствуют потребностям детей.
5. Доступная: игры и пособия находятся на открытых полках, материал систематизирован в целевых зонах, что значительно облегчает его использование.
6. Безопасная: коррекционно-пространственная среда группы оформлена с учётом психофизиологических и возрастных особенностей детей, с учётом ведущей деятельности — игры.
Среда, построенная по такому принципу, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, которая имеет большое значение в умственном, нравственном, эстетическом воспитании ребенка.
В педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития способностей детей с ОНР, и одним из самых лучших способов развития детей с ОНР – это дидактические игры, т. к. в процессе этих игр совершенствуется речь, сенсорные возможности детей.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение.
Использование дидактических игр и игровых приемов у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- совершенствование разговорной речи;
- обогащение словаря;
- формирование грамматического строя языка
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий и т. д.
Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1) Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках.
Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.
- Разрезные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Хочется отметить, что особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.
Задача педагога – сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Содержательная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда с использованием дидактических игр и современных образовательных технологий позволяет добиться качественной коррекции имеющихся у детей нарушений, и делает каждый день пребывания ребенка в детском саду незабываемым и интересным!