Папки-передвижки

Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Регина Еналеева
Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

"Дидактическая игра как эффективный компонент РППС

группы компенсирующей направленности для детей с ОНР"

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Темочки:

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно – пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.

Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения — важный компонент в развитии ребёнка и его деятельность зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать его всесторонне и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.

Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР должна соответствовать следующим принципам:

1. Содержательно-насыщенная: пространство группы оформлено и оснащено таким образом, чтобы поддерживать игровую, познавательную, творческую активность воспитанников с учётом их индивидуально-личностных особенностей.

2. Трансформируемая: пространство группы можно использовать в различных целях благодаря подвижной мебели.

3. Полифункциональная: многие пособия и игры многофункциональны и могут использоваться в различных видах деятельности с разными целями.

4. Вариативная: пособия и игры выполнены из разнообразных современных материалов и соответствуют потребностям детей.

5. Доступная: игры и пособия находятся на открытых полках, материал систематизирован в целевых зонах, что значительно облегчает его использование.

6. Безопасная: коррекционно-пространственная среда группы оформлена с учётом психофизиологических и возрастных особенностей детей, с учётом ведущей деятельности — игры.

Среда, построенная по такому принципу, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, которая имеет большое значение в умственном, нравственном, эстетическом воспитании ребенка.

В педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития способностей детей с ОНР, и одним из самых лучших способов развития детей с ОНР – это дидактические игры, т. к. в процессе этих игр совершенствуется речь, сенсорные возможности детей.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение.

Использование дидактических игр и игровых приемов у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- совершенствование разговорной речи;

- обогащение словаря;

- формирование грамматического строя языка

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий и т. д.

Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках.

Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.

- Разрезные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Хочется отметить, что особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Задача педагога – сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Содержательная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда с использованием дидактических игр и современных образовательных технологий позволяет добиться качественной коррекции имеющихся у детей нарушений, и делает каждый день пребывания ребенка в детском саду незабываемым и интересным!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра «Живая картина. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 летИгра «Живая картина. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 лет Игра "Оживи картину. Зима" по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5 - 7 лет. Цель: развитие лексико - грамматической.

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В снежном царстве» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития/ Тема проекта: "В.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: "Мой детский сад - мой дом родной!".

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленностиСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

Сценарий праздника «День Победы» для детей разновозрастной группы компенсирующей направленностиСценарий праздника «День Победы» для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности «День Победы»для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. ОНР (5-7 ЛЕТ) Дорогие ветераны, с Днем Победы! Спасибо вам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Опубликовано: 10 марта 2024 в 19:42
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как эффективный компонент РППС группы компенсирующей направленности для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Регина Еналеева (УИ 3089358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД