Томилова Ольга
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Край мой родной — Колышлей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о своём родном крае на основе ознакомления с родным посёлком.
Задачи: Формировать представления о родном крае, его достопримечательностях, символике. Воспитывать уважение к профессиям и труду. Развивать эмоционально -ценностное отношение к родному краю.
Материалы: мольберт, фотографии с изображением достопримечательностей посёлка, магниты, предметы- заместители к игре, ложки и вилки с символикой завода МПИ, флажки красного и зелёного цвета.
Предварительная работа: экскурсии в детскую библиотеку, краеведческий музей.
Ход занятия
Воспитатель: У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные.
Что Колышлейскою
Землёю мы зовём!
Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие по нашему посёлку. А как называется посёлок, в котором мы живём (Посёлок Колышлей) А как называется наш район? (Колышлейский район)
Воспитатель: Наш посёлок Колышлей расположен в сельской местности. У насхорошо развита промышленность. Это элеватор по
сушке зерна, швейные цеха. Развита инфраструктура. Есть больница, школа №1 имени А. С. Пушкина, мимо которой мы с вами всегда проходим, когда идём на экскурсию, школа №2, детские сады- наш детский сад «Улыбка, «Золотой ключик» и «Петушок», детская библиотека, краеведческий музей, бассейн «Бригантина», ФОК «Олимп», санаторий «Хопровские Зори». А поближе познакомиться с нашим посёлком нам помогут фотографии.
Воспитатель: Посмотрите на первую фотографию. Что на ней изображено? (Детская библиотека) Расскажите, для чего нужна библиотека. (Ответы детей). Правильно, в библиотеке дети берут книги домой для чтения. Ещё в библиотеке есть читальный зал, чтобы дети могли взять книгу и почитать её в библиотеке.
Воспитатель: А это что за здание? (Железнодорожный вокзал) Для чего он предназначен? Чтобы люди могли взять билет и поехать на поезде, электричке)
Воспитатель: Посмотрите на следующую фотографии. Что на них изображено? (Школа, бассейн и спортивная школа,) Расскажите, чем занимаются ребята в
школе, бассейне, спортивной школе (Учатся читать, писать, плавать, участвуют в соревнованиях)
Воспитатель: Ребята, а это здание вам знакомо? (Это музей). Что находится в музее? (Старинные предметы)
Воспитатель: А это что за здания? (Больница и санаторий «Хопровские зори»)Для чего они нужны? (Чтобы люди там лечились)
Воспитатель: А это что за высокое здание? (Элеватор) Для чего нужен элеватор? (Для хранения зерна)
Воспитатель: Посмотрите на следующую фотографию. (Это наш детский сад)
Воспитатель: А как называется наш детский сад? (Детский сад «Улыбка») Как называется наша группа? («Почемучки») А кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателя, заведующая, завхоз, медсестра, повара, прачки, музыкальный руководитель, слесарь, дворник, охранник) Расскажите о труде каждого из них. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кем работают ваши родители? (Ответы детей) Предлагаю вам поиграть в игру «Кому что надо для работы?» (На столах картинки с профессиями врача, продавца, повара. Дети к каждой картинке подбирают предметы - заместители: весы, гири, касса, фрукты, овощи, продукты, деньги, половник, кастрюля, скалка, разделочная доска, лопатка, сковорода, фонедоскоп, шприц, градусник, налобное зеркало, бинт, вата, пипетка, ножницы, грелка, пластырь)
Воспитатель: Чтобы наш посёлок был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нём еще и заботиться - соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим посёлком и родным краем.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо встать в круг. Взять в правую руку -зеленый флажок, а в левую - красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, используя флажки определенного цвета. Если так делать «можно», то поднимаете зелёный флажок, если «нельзя» - красный.
Вопросы:
1. Рвать цветы на клумбе?
2. Любоваться цветущей клумбой?
3. Сажать деревья и цветы?
4. Бросать фантики от конфет?
5. Играть на проезжей части дороги?
6. Кричать, шуметь в общественном месте?
7. Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?
8. Играть на детской, игровой площадке?
9. Разорять птичьи гнезда?
10. Развешивать кормушки для зимующих птиц?
Физкультминутка
(Дети встают в круг и произносят слова, сопровождая их движениями)
По посёлку мы идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
По улице Гагарина шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг - раз, два
Взмах руками - три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег на месте).
Воспитатель: У каждого посёлка есть своя символика- это герб и флаг. Давайте познакомимся с символикой нашего посёлка Колышлей.
Герб Колышлейского района представляет собой изображение на жёлтом (золотом) геральдическом щите зелёного дубового листа, в центральной части которого изображены крестообразно серебряный Колчан с семью стрелами и натянутый Лук. Зелень символизирует надежду, радость, изобилие, так как олицетворяет собой жизнь, здоровье, плодородие, саму природу.
Золото - символ богатства, интеллекта и славы. Серебро -символ благородства. Дубовый лист символизирует то, что на территории района расположен уникальный памятник природы, созданный искусственным путем в условиях степи- Белокаменский лесной
парк, государственный заповедник, который является гордостью не только жителей Колышлейского района, но и всей Пензенской области. В парке растут редкие породы деревьев: амурский бархат, тополь серебристый, лиственница сибирская, сосна веймутовая, сибирский кедр, маньчжурская пихта, пробковое дерево и др.
Флаг рабочего посёлка Колышлей -это бело-жёлтый ключ, бородка которого выполнена в виде буквы «К», указывающий на первую букву в названии рабочего посёлка.
Воспитатель: Букву «К» можно ещё увидеть на ложках и вилках, которые раньше выпускались на нашем заводе. Посмотрите на них. (Дети рассматривают их)
Воспитатель: Чтобы закрепить все, что вы сегодня услышали, предлагаю вам послушать загадки и отыскать отгадки-фотографии.
1. В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нём много школьников.
Учатся читать, писать,
Задачи сложные решать. (Школа)
2. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (Больницу)
3. В этот дом идут с утра.
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
Там они гуляют, спят,
На занятиях сидят.
Сказки слушают, танцуют.
Учатся считать, рисуют. (Детский сад)
4. В этом доме- только книги.
Здесь их можно брать домой.
А в читальном зале тихом-
Почитать журнал любой. (Библиотека)
5. Электрички, поезда
Прибывают все сюда.
Здесь билеты продают,
Провожают здесь и ждут. (Вокзал)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по посёлку. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае.
Литература.
1. «Ребёнок в детском саду» №2, 2008г.
2. «Ребёнок в детском саду» №4, 2004г.
3. Интернет-ресурсы.