Назранова Хаишат
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста“» размещена в разделах
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Для реализации поставленной цели надо следовать определенным принципам: принцип гуманизма, принцип оздоровительной направленности, принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, принцип профессионального сотрудничества.
Для организации работы с детьми в адаптационный период мы используем элементы телесной терапии: берем малыша на руки, обнимаем приглашаем пройти в группу. Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;
- налаживать доброжелательные отношения между детьми;
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры - драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно - ролевые игры, совместные танцы. Особое внимание и индивидуальный подход уделяются робким,
застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми (Сорока - белобока, Ладушки – ладушки пекла бабушка оладушки. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Анализ работы нашей группы показывает, что процесс привыкания детей прошёл успешно. У детей степень адаптации в основном легкая и средняя.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в группе прошла относительно благополучно.
В нашей группе 25 детей, набор начался с 01. 09.2022 года. Прием детей проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2-4 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение сo сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
Для более успешной адаптации была проведена следующая работа с родителями, родительское собрание «Знакомство с родителями»,
Было проведено анкетирование и беседа с родителями, что помогло правильно построить работу с родителями и детьми.
Из анкеты узнали, как ласково называют ребенка дома родители, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома что хотели получить от пребывания ребенка в детском саду. И. т д.
Консультации на темы:
«Адаптация ребенка в детском саду»,
«Как надо вести с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад»
Папка-передвижка на тему «Готовим малыша в детский сад
Как узнать завершилась ли адаптация у ребенка
Особенное внимание уделили подготовке группы, развивающей предметно- пространственной среды для малышей.
Прием детей мы начали с 01.09. 2022 г в соответствии с графиком всей группы. Первые встречи начинались с бесед с родителями. В ходе которой мы выясняли всё об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях: контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка. В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.
Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, т. е. развеять все их страхи.
В туалетной комнате мы показывали им наши полотенца, отмечая, что у каждого ребенка оно тоже индивидуально и меняется раз в неделю по графику.
Родители могли посмотреть на кроватки, на которых будут спать их дети, и по возможности мы старались выполнить их пожелания относительно спального места для их ребенка.
В итоге нашей беседы и экскурсии по группе у наших родителей не оставалось сомнений, что мы с большим нетерпением ждем их с малышом и полностью к этой встрече готовы!
Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешной адаптации и психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста. Основные причины протекания адаптации в средней степени у детей : частые заболевания, сильная привязанность к родителям.
Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом.
Анализ работы нашей группы показывает, что процесс привыкания детей прошёл успешно. У детей степень адаптации в основном легкая и средняя.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в группе прошла относительно благополучно.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!