Ершова Людмила Анатольевна
Режим дня как одно из условий успешного развития ребенка раннего возраста
▼ Скачать
Ранний возраст ребенка с ограниченными возможностями 2-3 лет характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем организм ребенка этого возраста отличается повышенной ранимостью - низкая его сопротивляемость заболеваниям, эмоциональным нагрузка, невозможность противостоять различным нестандартным ситуациям, стрессам – все это отрицательно сказывается на общем развитии детей. Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима, которые являются фундаментом успешного развития детей.
Публикация «Режим дня как одно из условий успешного развития ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Правильно составленный и четко проводимый режим дня – это основа воспитания ребенка раннего возраста.
Что такое режим дня? Это сочетание периодов сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Правильная организация режима способствует :
- нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, создает благоприятные условия для своевременного развития ребенка
- предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;
формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов
- выработанный условный рефлекс на время : есть, спать, гулять в одно и тоже время, способствует формированию у ребенка правильного спокойного восприятия того, что с ним происходит, благоприятной социальной адаптации, адаптации к новым условиям
Выделяют 6 основных компонентов режима : сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки, образовательная (учебная) деятельность, игровая деятельность и отдых, приемы пищи и личная гигиена.
Сон — это отдых, он способствует восстановлению всех функциональных систем организма, в первую очередь клеток коры головного мозга.
Питание должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делается на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки нужно употреблять по минимуму. Для повышения метаболизма ребенка необходимо приучить к 5-разовому питанию небольшими порциями. Перекусы обязательно должны быть полезными и могут состоять из орешков, фруктов, хлебцев. Если же аппетит плохой, то это говорит о том, что он мало гуляет и у него снижена активность, или же он ест между приемами пищи.
Игра и отдых по собственному выбору создают у детей положительные эмоции, что связано с повышением возбудимости коры головного мозга и сглаживанием различных изменений в организме, которые спровоцированы отрицательными эмоциями.
В режиме важно выделить время на утренний и вечерний туалет, переодевание детей, умывание перед едой. Проводить это нужно в спокойной обстановке и неторопливо, но не стоит затягивать в ущерб другим режимным моментам.
Устанавливайте учебную нагрузку для детей с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических возможностей. В режиме дня учитывайте особенности учебных и коррекционных занятий, приема пищи, дневного сна, физического воспитания. В первой половине дня целесообразно организовать урочную деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим дня прежде всего облегчает работу взрослого, а также приучает детей к определенному ритму жизни, создает бодрое и ровное настроение. Это сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы организма детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно подобранный режим дня залог успеха в развитии ребенка.