Ряскова Татьяна Вячеславна
Доклад на педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
на педагогический совет
на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников». Подготовила: Ряскова Т. В.
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников
Публикация «Доклад на педагогический совет „Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит ребенку быстрее адаптироваться к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Именно в семье дети получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Они, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видят их озабоченность по поводу предстоящих дел. Они, если не участники, то обязательно свидетели происходящего.
Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, мы поставили в известность родителей этих детей о предстоящей работе, обеспечили себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не носила насильственного характера. На родительском собрании воспитатели раскрыли идею программы экономического воспитания детей : цель, задачи, содержание. Показали необходимость работы по данной проблеме, рассказали о том, что мы вкладываем в понятие «экономика», экономическое воспитание. Конечно, сама проблема вызвала у родителей опасение, настороженность, поскольку экономика (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Было раскрыто, почему выбраны для изучения именно такие социальные явления, как труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность
При проведении занятий по ознакомлению детей с разными профессиями, с трудом людей, мы объяснили родителям, что показать детям значение труда можно только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель в детском саду, и они не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.
Хочется подчеркнуть, что мы рекомендовали родителям чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег. Просили не скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у милиционера – очень опасная работа» и т. д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»).
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.
Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.
У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т. д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама.
Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие. Расскажите детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.).
Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне нравится», «Телереклама» и т. п. К примеру, в детском саду они рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.
Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
Воспитатели подбирали литературу, которую родители могут читать детям. Давали советы относительно того, как обсуждать прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего все содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально – этические темы.
Нами выработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.
К ним относятся:
• информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
• участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
• создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
• организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.
1. Рассказывайте детям о своей работе.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
3. Не приучайте детей к излишествам.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
5. Учите детей бережливости.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
8. Дети должны знать цену деньгам.
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.