Лебедева Мария
Моя педагогическая находка с использованием арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему, работая в детском саду 9 лет, я в своей педагогической работе особое внимание уделяю изобразительной, художественно-продуктивной деятельности, создающей условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Моя педагогическая находка с использованием арт-терапии» размещена в разделах
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей манипулировать разнообразными по качеству и свойству материалами, и использовать нетрадиционные способы изображения. Считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.
В своей работе обратила внимание на Арт-терапию.
Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Видов арт-терапии очень много, я в работе с детьми использую изотерапию.
Изотерапия – это терапия рисованием.
Изотерапия заключается в том, что она предлагает детям пробовать воплотить свои творческие возможности в нестандартных техниках, даёт
возможность ребёнку преодолеть страх «чистого листа», поверить в свои художественные способности, не имея навыков рисования, в использовании изобразительного искусства в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педагогических целях. Для нее подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.
Вот несколько упражнений изотерапии
«Каракули» Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению. Цель методики: Повышение самооценки. Изучения своих чувств. Снятия напряжения. Развитие навыков общения. Суть методики в том, что ребенку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, а другой ребенок пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый. Так происходит до тех пор, пока один из них не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.
«Рисование пальцами» Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов. Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе детей. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.
Упражнение «Цветок»
Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы дети поделись своими чувствами и ощущениями, и закончить занятие на позитивной ноте.
Поэтому в процессе творчества стараюсь создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждаю его к созданию новых композиций.