Смирнова Татьяна
Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Коррекционно-развивающая работа по развитию речи
с детьми раннего возраста
Воспитатель: Смирнова Татьяна Юрьевна
ГКУ ЦССВ «Центральный»
Литература:
А. Н. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез. 2007.
Под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой «Развитие и воспитание детей в домах ребенка». М. Владос-Пресс. 2007.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Первый год жизни ребёнка является подготовительным этом в овладении звуковой культурной речи и речью в целом. В этом период происходит интенсивное развитие его головного мозга, слуха, органов речи. Уже в первые месяцы своей жизни младенец, слыша речь окружающих, различает неречевые звуки, начинает отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая своё внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым. Одновременно с развитием слуха у ребё нка проявляются голосовые реакции: он издаёт разные звуки, звукосочетания, слоги. К трём месяцам появляются не только гортанные и губные, но и гласные звуки.
В этот доречевой период (гуления) ребёнком произносятся ещё не совсем понятные звуки и звукосочетания типа: э, аа, гы. га, кхы.
Со временем гуление становится более интенсивным. У малыша уже можно выделить гласные: а, у, э; согласные звуки: п, б, м, к, г, х.
В 5-6 месяцев ребёнок вступает в стадию лепета. Он начинает произносить отдельные звуковые сочетания: па, ка, ма, га, которые при постоянном повторении составляют как бы расчленённые на слоги слова (па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ещё далёкие от настоящей речи.
В первые три месяца жизни ребёнка подготовительная работа к овладению звуковой стороной речи сводится к развитию у него зрения и слуха.
Суть её состоит в том, чтобы приучать младенца всматриваться в лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, прислушиваться к различным звукам, к речи окружающих. Организуя зрительные и слуховые впечатления, необходимые для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка, взрослый тем самым подготавливает почву для развития его речи.
Важной задачей работы с детьми в первом полугодии является поддержание у них навыков гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Воспитателю необходимо стремиться в период бодрствования ребёнка добиваться произнесения им слогов вслед за собой. При этом малыш должен видеть лицо взрослого.
Со второй половины первого года жизни у ребёнка отмечаются значительные изменения в общем развитии.
В это'период малыш не только произносит звуки и звукосочетания, но и стремится повторять их вслед за взрослым.
К 7-8 месяцам жизни ребёнок начинает понимать речь. На основе зрительного восприятия он уже может установить связь между предметом и словом, его обозначающим. Например, если малышу показать и назвать какой-либо предмет, а затем спросить, где этот предмет, он будет искать его глазами.
Для развития понимания слов, способности подражать движениям проводятся занятия: «Ку-ку», «Ладушки», «Дай руку», игра-перекличка.
Достижению речевой активности ребёнка способствует частое повторение педагогом тех звуков и звукосочетаний, которые произносит сам малыш.
Такие занятия развивают его слух, укрепляют речевые органы, совершенствуют артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Эмоциальная и голосовая реакция ребенка также активизируется в игре со взрослым. Суть её в том, что, произнося «ау» или «ку-ку», воспитатель переходит на другое место, находясь в поле зрения малыша. Ребёнок отыскивает его глазами, радуется, издаёт звуки. Для развития понимания речи детям к концу года можно предложить отыскать один предмет или игрушку из нескольких.
При виде ярких, звучащих, движущихся предметов у ребёнка возникают голосовые реакции.
Звучащая игрушка нередко вызывает у малыша потребность «говорить».
Чтобы добиться от него произнесения звуков, звукосочетаний, слов, не следует спешить с выполнением требований желаний ребенка. Необходимо с помощью вопросов (Что тебе дать? Тебе дать Лялю, машину) побудить его к ответу. Давая игрушку, нужно её назвать: «Это машинка», «Это Катя».
На первом году жизни можно называть предметы по звуку, который они издают (часы - тик-так, молоток - тук-тук итд). Такие слова ребёнку легче произнести. Однако необходимо пользоваться и общеупотребительными названиями этих предметов.
Одновременно с началом развития речи у ребенка появляется новый интерес - рассматривание книг с картинками. Ребёнок узнаёт на них знакомые предметы, называет их по инструкции взрослого, обозначает лепетными словами.
Отчётливо выражен интерес к ритмам простых песен.
Задержка развития понимаемой речи свидетельствует о нарушениях психического развития. Развитие активной речи отличается большими индивидуальными колебаниями. Активной речи может не быть у детей с нарушениями слуха, отсутствием понимаемой речи и неразвитой способностью подражать.