Наталья Артемьева
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Дислексия— это «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». Это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.
Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменной речи должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом и воспитателем. Корнев А. Н. отмечает две формы профилактики дислексий и дисграфий.
Профилактика нарушений чтения и письма заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для данной профилактики рассмотрены несколько мероприятий:
1. Меры по предупреждению анти - и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. д. ;
2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии.
4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка является безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.
5. При наличии билингвизма (двуязычия) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относящиеся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
Профилактика чтения заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведения комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом должна быть адаптирована для детей дошкольного возраста. Для предупреждения нарушения чтения рекомендуется следующее:
1. Формирование функционального базиса навыков чтения.
2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом.
Профилактика письма заключается :
1. в своевременном выявлении группы риска. С детьми, у которых наблюдается риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа;
2. в исправлении фонетико-фонематических нарушений;
3. в развитии функционального базиса письма по адаптированной к дошкольникам методике.
Выделяют несколько основных задач профилактики нарушений чтения и письма у детей :
1. Формирование верного звукопроизношение;
2. Развивать фонематический слух;
3. Подготовка к обучению грамоте.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.