Елена Афанасьева
Из опыта работы воспитателя «Воспитание художественным словом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание детей художественным словом».
1 Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа воспитателя
- Темочки
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
2. Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок ритмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают.
3. Основные задачи по воспитанию интереса к художественному слову :
- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;
- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Работу по ознакомлению детей с произведениями детской литературы я начинала с анализа художественных произведений рекомендованных Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.
Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.
5. Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.
В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.
В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
6. Воспитание интереса у детей к художественному слову мною осуществлялось и осуществляется не только на специальных занятиях по художественному чтению и рассказыванию, но и в:
- утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(А. Барто)
- на прогулке, например, для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение Плещеева «Осень наступила»;
7. - во время наблюдения за птицами прочитать детям стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»
Работала не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок.
Правило читать детям ежедневно оставалось и остаётся, в силе с нами и по сей день, для того, чтобы содержание сказки, поэтические образы лучше усвоились и не забылись.
8. Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
Начиная с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.
Когда работа с художественным текстом становится для детей привычным делом, я предлагаю детям найти на картинке любого понравившегося героя произведения лисичку, воробья, мишку, зайчика. Картинки для работы подбираю сама. Они должны отвечать следующим требованиям:
- быть яркими, красочными,
- максимально реалистично изображать персонажей,
- быть подлинно художественными.
9. В своей работе я придерживаюсь такой методики проведения рассказывания сказок:
1. Предварительное разъяснение непонятных слов.
2. Подготовка воспитателя к рассказыванию (рассказ воспитателя является образцом, которому дети будут следовать).
3. Обстановка должна быть естественная, непринуждённая.
4. Первое знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаем показом иллюстраций.
5. Одну и ту же сказку можно рассказывать несколько раз.
10. Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.
11, 12. При заучивании малышами стихов учитываются возрастные особенности восприятия и памяти детей. Малыши быстро запоминают короткие стихи в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршак и других.
13, 14. В своей работе я также не выпускаю из вида такой раздел художественной литературы, как – загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, да бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» и т. д. дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Также всегда обращаю внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки.
15. В своей работе по воспитанию интереса к художественному слову я не только воспитываю и развиваю самих детей, но и убеждаю, просвещаю и настраиваю родителей детей на то, чтобы оно заняло достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка.
Для родителей была организована выставка литературы с аннотацией книг. На ней были представлены и книжки-малышки, и сборники сказок для малышей и хрестоматии для детей 2-4 лет.
На родительском собрании мы провели небольшой практикум по обучению родителей чтению книг своим малышам. Они увидели, какие приемы мы используем при заучивании, при работе над интонационной выразительностью.
В конце занятия родителям были предложены памятки «Как правильно читать детям книгу».
Когда наши дети подрастут, мы планируем привлекать родителей к участию в литературных развлечениях, праздниках, в семейных театрах.
16. Таким образом, создание необходимых психолого – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.