Анна Первышова
Из опыта работы воспитателя «Растим духовно-нравственную личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Для этого были разработаны: Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в группе:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.
Задачи:
приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
активизация позитивных, гармоничных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде.
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Растим духовно-нравственную личность“» размещена в разделах
формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
- формы работы с родителями, с детьми, педагогами; - перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста; - занятия «Страна Вежливости и Доброты», «Труд кормит, а лень портит», «Бабушкин сундучок», «Щи да каша – пища наша»;
Предполагаемый результат: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного опыта, основанного на традициях русского народа
Мероприятия проведенные в процессе работы над темой:
В группе оформлены православные и патриотические уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Белогорья», «Святые места России», «Православные святые»).
Для родителей оформлены уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
В нашей группе стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, заинтересовать родителей к духовно-нравственной жизни ребенка, родители включаются в деятельность группы, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- беседа: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- занятия: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Взаимодействие с родителями.
В работе с родителями используем демократический стиль общения. Подбираем интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, передвижные папки для родителей. Родители принимали активное участие в делах группы. Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашей группе. Много интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.