Алина Платонова
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
) Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речи дошкольников посредством использования приема „изосказка“ в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
(Слайд №2) В настоящее время проблема развития речи стала особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и представлениями окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
(Слайд №3) В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно:
- наглядные методы
- словесные методы, как правило, связанные с художественным словом.
(Слайд №4) Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, приемы развития речи можно разделить на
- словесные;
- наглядные;
- игровые;
- косвенные.
(Слайд №5) Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию такой нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей дошкольного возраста, как изосказка. Этот прием :
- активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;
- способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;
- повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
- развивает мелкую моторику.
Как я применяю на практике прием изосказка? Я использую его на занятиях по речевому развитию (при изучении текста) и в режимных моментах: при составлении сказок, рассказов, проговаривании потешек, чистоговорок, чтении художественной литературы. При использовании приема изосказка воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки.
При этом использую групповую (или парную) и индивидуальную формы организации детской деятельности. Считаю, что фронтальная работа не подходит для данного приема. Она не рассчитана на учет индивидуальных различий детей, поэтому отдельные воспитанники отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
Хочу сразу обратить ваше внимание, чтобы состоялось такое занятие, где применяется прием изосказка, я обязательно провожу предварительную работу.
Например, перед проведением занятия по нанайской народной сказке «Айога», мы с детьми играли в игру «Назови лишнее». Из перечисленного ряда слов дети выбирали лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняли почему. Предложила такие ряды слов (Слайд №6) :
улыбка, радость, грусть, веселье;
доброта, забота, внимательность, злость;
щедрый, добрый, жадный, заботливый;
лживый, справедливый, честный, культурный;
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый.
Обсудили значение пословицы: «Человек красив не лицом, а поступками», коротко рассказала об образе жизни и месте проживания нанайцев. Затем я предложила послушать сказку «Айога», чтение сопровождала показом презентации. Вот кадры презентации по сказке (Слайд№7).
На самом занятии я рассадила детей группами, попросила детей пересказать содержание сказки, сопровождая пересказ рисованием.
(Слайд №8) При этом я задавала наводящие вопросы, подсказывала, исправляла ответы, давала советы. В конце занятия мы делились впечатлениями, рассматривали рисунки, давали оценку друг другу. На этом занятии я старалась достигнуть следующей цели:
• учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
• формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости;
• воспитывать заботливое отношение к близким.
Судя по ответам, настроению, поведению детей, могу сказать, что цель занятия была достигнута. Дети остались довольны.
Перед проведением занятия по теме «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» я провела словарную работу, беседу о русских народных сказках, загадывала загадки про корову, прочитала своим воспитанникам сказку, учила называть его героев, учила рассказывать сказки, включая в традиционный текст, другие малые формы фольклора (песенки-потешки, например, «Дай молочка, Буренушка…»; присказки) или заменяя одного или нескольких героев сказки. Само занятие проходило, как пересказ детьми содержания сказки, ответы детей на вопросы воспитателя по тексту сказки, и одновременное составление картины из счетных палочек. Форма организации детской деятельности в данном случае – парная. (Слайд №9)
Используя прием изосказка на этом занятии, я старалась выполнить такие задачи:
1. Формировать умение внимательно слушать, договаривать фразы за воспитателем.
2. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
3. Обогащать словарь детей.
4. Учить пересказу текста.
5. Развивать внимание, мелкую моторику.
(Слайд №10,11) А эти кадры – результаты занятия по башкирской народной сказке «Лиса-сирота» с применением приема изосказка. Форма организации детской деятельности – парная. Перед занятием мы посмотрели мульфильм «Лиса-сирота» из мультипликационного сериала «Гора Самоцветов» по мотивам сказок народов России. (Слайд №12).
И закреплением работы над этой сказкой стало участие детей моей группы в постановке башкирской народной сказки «Лиса-сирота» (Слайд№13).
После прочтения сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» решила также провести занятие используя прием изосказка. Предпоследнюю главу «Что они нашли за потайной дверью» мы прочли еще раз и одновременно рисовали.
Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
(Слайд №14) Спасибо за внимание!