дымкина ольга
Пальчиковые игры (из опыта работы)
Пальчиковые игры – это не только веселые игры, но очень полезное занятие и уникальный способ развития ребенка.
Игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.
Они помогают формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Публикация «Пальчиковые игры (из опыта работы)» размещена в разделах
Они стимулируют речевое развитие детей, активизируя речевые центры коры головного мозга, а также развивают внимание, память, мышление, воображение.
Работая с детьми второй младшей группы, каждое утро я начинаю с ритуала - пальчиковой гимнастики «Солнышко!».
Солнышко проснулось, спряталось.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Для воспитания доброжелательных отношений между детьми я часто использую игру «Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяют в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(в кулак (несколько раз)
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)
Начинаем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями)
Очень нравятся мне и детям веселые короткие стихи, которые создают позитивную атмосферу, вызывают положительные эмоции, например на тему:
«Осень»
Вышла осень погулять, (Идём Указательными и средними пальцами обеих рук).
Стала листья собирать. (Одной рукой собираем листья и кладем в другую).
«Грибы»
Красный-красный мухомор - (Соединяем кончики пальцев - изображаем шляпку гриба).
Белых крапинок узор. (Одна рука - шляпка гриба, указательным пальцем другой руки показываем крапинки).
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком).
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя - отодвигающий жест).
«Овощи»
Я - зеленая капуста, (Руки перед собой образуют круг).
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову - заглядываем в кастрюлю).
Листья снимете с меня, и останусь только я! (Разводим руки в стороны и груди).
«Пирог»
Тесто мы месили,
Мы пирог лепили.
Шлеп, шлеп, шлеп,
Слепим мы большой пирог
«Птицы»
Дятел дерево долбит: тук-тук-тук. (Одна ладонь прямая - это "дерево", другая - "дятел" кулачком стучит в неё).
Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. (Смена рук).
Пальчиковая гимнастика в моей работе занимает большую часть работы с детьми. Подбираю разные стихи по темам недели в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках в теплое время года, в моменты ожидания обеда или ужина, во время мытья рук и даже во время одевания детей на прогулку, перед чтением сказки, перед разучиванием стихотворений, перед началом лепки, рисования.
«Домашние животные кошка»
Вот, убрав царапки, Кошка моет лапки. (Моем руки).
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу).
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами - показываем, как кошка моет ушки).
«Транспорт»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль).
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу).
По дороге не беги, (Погрозили пальцем).
Я скажу тебе: "БИ-БИ". (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен - "сигналим").
В конце занятий по художественно-эстетическому развитию я использую игру «Наши пальчики гуляли», которое является профилактикой перенапряжения.
Наши пальчики гуляли,
Вдруг легли они, устали.
Повертелись, покрутились,
Снова в путь они пустились!
Топали, топали.
Хлопали, хлопали.
Обнимались, миловались.
А в конце пути расстались.
Завтра встретимся опять,
Будем снова мы гулять!
Мои воспитанники выучили много пальчиковых игр, рассказывают и показывают их дома, и родители часто благодарят за большое количество выученных веселых коротких стихов.
Дети стали более подвижными, ловкими, их пальцы совершают более скоординированные движения, стали чаще правильно брать ложку, карандаш, кисточку. Могу отметить, что у моих воспитанников улучшились память и внимание, значительно повысился уровень развития устной речи.
Использование пальчиковых игр, таким образом, не только развивает мелкую моторику дошкольников, но и обогащает игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами.