Ирина Харламова
Опыт работы по организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Нашим детям от природы присуща любознательность. Они познают и изучают окружающее и загадочное пространство вокруг, насыщенное такими разными и удивительными для них объектами. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Экспериментирование стоит на одной ступени и равно по значимости и важности с игрой, так же ведущей деятельностью в ДОУ. Только благодаря исследованию ребенок познает мир!
Также для детей педагогов ДОУ прошел открытый смотр НОД по познавательно- исследовательскому развитию по теме:"Волшебная вода".
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Благодаря экспеpиментированию дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ pешения познавательной задачи Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от пpоделанной работы.
Каждый новый эксперимент дети воспринимают как какой - то фокус. Они с восторгом удивляются полученному результату.
В нашей средней группе есть одно волшебное место. Называется оно «Уголок экспериментирования».Чего там только нет!Есть и ракушки, и камешки, и шишки, и семена огородных растений, и крупы в баночках, и лупы для исследований. И еще много очень интересных вещей.
Мы с ребятами очень любим экспериментировать.
Это всё – эксперименты, интересные моменты!
Мы всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился, сколько времени он длился?
Удивляемся всему: как? Зачем? И почему?
Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, их можно предложить самим. Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей. Для проведения опытов можно оформить карточки-схемы с описанием хода проведения эксперимента.
Детское экспериментирование оказывает огромное влияние
на развитие у дошкольников:
- логического мышления,
мыслительных операций
- памяти
- внимания
- речи
- познавательной активности,
любознательности
- самостоятельности, активности
- интереса к исследованию окружающего мира
- активизирует восприятие нового материала
Детское экспериментирование как способ познания учит ребё нка:
- принимать цель опыта и ставить её самостоятельно.
- использовать в экспериментальной деятельности сенсорные способы, имеющийся личностный опыт.
- элементарно планировать ход эксперимента и делать выводы.
- выдвигать предположения о причинах и результатах изучаемых объектов и явлений.
- замечать противоречия в суждениях.
- использовать различные способы проверки предположений (эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения, экспериментальные действия).
- делать «маленькие открытия».
- сравнивать объекты и явления по признакам сходства и различия, устанавливать частные и общие связи.
- самостоятельно применять знания при анализе ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающего мир и т. п.
Правила для родителей
1. Прививайте ребё нку тягу к познанию: не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Единственное безоговорочное требование – его безопасность. Пусть познание мира станет для него приятным занятием.
2. Старайтесь принимать заинтересованное участие во всех познавательно-исследовательских занятиях своего ребёнка.
3. Держите дома как можно больше разнообразного материала, который может послужить объектом для детского исследования : магнитики, детскую лупу, зеркало, сыпучие материалы (крупы, песок и т. п., соломинки для сока, пластиковые прозрачные баночки, стаканчики, мелкие предметы, изготовленные из различных материалов, кусочки ткани, плёнки, губки, кожи, вата, ватные палочки и т. д.
4. Старайтесь процесс экспериментирования сделать захватывающим для ребёнка или, по крайней мере, интересным. Помните: Ваш ребёнок слишком мал, чтобы понять ценность задания, а скука поистине универсальный «выключатель».
5. Вовлекать в опытническую деятельность ребёнка нужно через сюрприз, игру, какую-то естественную бытовую ситуацию. Не следует превращать детское экспериментирование в «школьный урок».
6. В ходе любого опыта, исследования никогда не давайте сразу прямого исчерпывающего ответа о сути эксперимента, ведь главной нашей целью и самым ценным итогом любого опыта для ребёнка должно стать маленькое «открытие», сделанное им самим! (или, по крайней мере, с небольшой помощью взрослого)
7. Чаще хвалите ребёнка не только за конечный результат его усилий, но и за старание. Ваша цель не столько научить чему-либо, сколько привить стремление и любовь к познавательной деятельности.
Ребята очень рады, что сейчас появилась большая возможность- систематически познавать мир, открывать для себя что- то новое быть настоящими "лаборантами" и исследователями. Педагоги и родители благодарны за новые знания и переданный опыт. Мы сделали вывод, что движемся в нужном направлении!