Ирина Фалалеева- Оболенская
Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Младенец, всего лишь несколько дней появившийся на свет, уже наблюдает за действиями мамы, прислушивается к ее голосу, прикасается к ней руками. Так начинается познание малышом окружающего мира и осознание себя его частицей.
Познание – обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно – воспитательного процесса.
Публикация «Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования» размещена в разделах
Познавательная направленность рождается вместе с ребенком, однако, несмотря на то, что познавательную направленность можно отнести к врожденным потребностям, она не всегда может перейти в познавательную активность, так как ее формирование зависит от разных факторов.
Для того чтобы правильно выстроить траекторию развития познавательной активности ребенка, надо учесть многие условия: интересы ребенка, его способности, выбранные формы и методы развития познавательной активности. Вопрос развития познавательной активности изучался многими отечественными педагогами: Щукиной Г. И., Щербаковой Е. И., Платоновой Т. А., Матюшкиным А. М., Вербицким А. А., Годовиковой Д. Б. и другими. Однако, следует подчеркнуть, что до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития познавательной активности старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного пространства.
Анализ работ позволяет выявить противоречия между потенциальными возможностями образовательного пространства как средства развития социальной активности старших дошкольников и функционирующей системой его организации в реальной практике дошкольных учреждений.
Итак, в начале нашей статьи рассмотрим, что же такое познавательная активность ребенка?
Познавательная активность - деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. (Педагогический словарь).
В своих работах Т. А., Платонова А. М Матюшкин., А. А. Вербицкий рассматривают познавательную активность как внутреннюю мотивацию, побуждающую ребенка к деятельности. [30, 21]. Г. И. Щукина считает, что познавательную активность следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе. По мнению Е. И., Щербаковой познавательная активность – это проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности. Т. И. Шамовой дает толкование познавательной активности как деятельному состоянию, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [24].
Оптимизация познавательной активности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Этими фактами обусловлена актуальность проблемы.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, направленных на содействие развитию познавательной активности детей, творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Л. Н. Прохорова и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности [21]. Все их работы сводятся к выводу, что метод экспериментирования в современном образовании наиболее эффективный в развитии познавательной активности детей. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков, 1995г.)
Большинство примерных программ развития дошкольного образования включают в себя экспериментальную деятельность. ДОУ № г. Липецка ведет образование по программе «Детство». Целью примерной основной образовательной программы «Детство» / под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (2014 год) является: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [4].
Работая по программе «Детство», в своей работе стараюсь активно использовать метод экспериментирования. В данной программе экспериментирование внедряется со второй группы раннего возраста (2–3 года). Занятия с применением данного метода строятся, прежде всего, по принципу доступности и элементарности в проведении и понимании. Принцип заключается в следующем: результат работы остается неизвестным только для детей; работа нацелена на приобретение знаний и понятий, не содержит научности; опыты безопасны; в работе используются предметы бытового и игрового назначения.
Активно используются различные методы эксперимента : демонстрационный (эксперимент проводит воспитатель, дети наблюдают и делают вывод, фронтальный (эксперимент проводят сами дети); (эксперимент проводится единожды, цикличный (эксперимент повторяется через определенный промежуток времени).
Опытно - экспериментальная деятельность ДОУ включает в себя несколько направлений: совместная деятельность педагога и детей (наблюдения, труд, художественное творчество); самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории);совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Структура проведения экспериментальной деятельности выстраивается из следующих этапов:
- определение темы эксперимента
- определение цели
- формулирование задач исследования.
- выбор методики эксперимента.
- знакомство с инструкций работы
-предположение результатов.
-выполнение работы.
-соблюдение правил безопасности.
-наблюдение результатов.
- фиксирование результатов.
-анализ полученных данных.
- отчет о проделанной работе и ее результате.
-формулирование выводов.
Большое внимание в ДОУ уделяется созданию условий для проведения самостоятельных экспериментов, проводимых детьми. В группе отведены специальные зоны:
- для приборов;
- для выращивания растений;
- для хранения материалов (природного, «бросового»);
- для проведения опытов;
- для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
В проведении экспериментальной работы используются различные материалы, предметы, инструменты: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; писчие принадлежности для фиксации результатов.
Метод экспериментирования применяется в различных видах деятельности: по формированию элементарных математических представлений; формированию целостной картины мира, речевому развитию, в художественно - эстетической деятельности. В группе составлена картотека конспектов, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику: «В чем можно измерить дорогу от дома до детского сада?», «Что легче?», «Измеряем объем»; «Что быстрее утонет?», «Как легко выучить стихотворение», «Свойства воды», «Как получить любимый цвет?», «Как посадить цветы», «Как вырастить лук», «Почему бывает ветер?», «Разноцветный льдинки», «Как рождается звук?», «Что происходит в природе весной, летом, осенью, зимой», «Путешествие капельки» и другие.
Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью в группе проводятся родительские собрания, консультации, на которых объясняется родителям, важность добывания детьми знаний в труде и самостоятельно. Родителям в этом отводится роль наставника и помощника. Совместно с родителями дети подготовили проекты: «Наша дружная семья», «Все работы хороши- выбирай на вкус», «Сказка про Осень».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная экспериментальная деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
К. Е. Тимирязева писала : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Из этого следует, что за методом экспериментирования - будущее.