Лариса Стрельцова
Опыт работы инструктора по физической культуре «Организация коррекционно-развивающей работы, или инклюзивное образование»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы для ММО инструкторов по физической культуре по теме : «Организация коррекционно-развивающей работы или инклюзивное
образование»
В условиях реализации обновленного ФГОС ДО и ФОП ДО перед системой дошкольного образования Белгородской области открываются существенные возможности дальнейшего развития, связанные с поддержкой разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека, обеспечения ребенку и его родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания, особенностей здоровья и развития.
Публикация «Опыт работы инструктора по физической культуре „Организация коррекционно-развивающей работы, или инклюзивное образование“» размещена в разделах
В соответствии с ФОП ДО, в «Содержательном разделе», в части, формируемой участниками образовательных отношений необходимо прописать направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы (далее – КРР, с учетом специфики своей образовательной организации.
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОО или инклюзивное образование направлено на обеспечение сопровождения детей различных целевых групп, включая детей с особыми образовательными потребностями (ООП, ОВЗ и детей – инвалидов, прежде всего социальной адаптации детей разных целевых групп.
Основная цель КРР - сохранение психического и психологического здоровья детей всех целевых групп, включенных в КРР и обеспечение условий для успешной социализации в условиях ДО.
КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
Включает в себя психолого-педагогическое обследование:
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- мониторинг динамики их развития.
Коррекционно-развивающую работу в разной степени могут осуществлять педагоги, педагоги - психологи, учителя - дефектологи, учителя – логопеды, другие специалисты ДО и инструкторы по физической культуре. ДОО имеет право разработать программу коррекционно - развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать план диагностических и коррекционно - развивающих мероприятий, рабочие программы КРР с детьми различных целевых групп и методический инструментарий для реализации задач программы КРР.
В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра (РАС, с задержкой психического развития (ЗПР, возникла необходимость в создании специального коррекционного режима в процессе физического воспитания.
Осуществление коррекционно - развивающей работы во взаимосвязи с лечебно - восстановительным процессом, способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физического развития детей и преодолению нарушений в двигательной сфере, помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает своевременную подготовку ребенка к школе.
Цель моей коррекционно - развивающей работы заключается в сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; проектирование модели коррекционно - развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОВЗ, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Для достижения цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства.
• Развитие зрительного, пространственного, слухового восприятия.
• Развитие речевого и физиологического дыхания.
• Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, профилактика нарушения осанки, плоскостопия.
• Совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей.
• Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, меткости, гибкости, координационных способностей.
• Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, отзывчивость к сверстникам, умение сопереживать.
• Формирование потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Основными формами КРР являются индивидуальные и групповые занятия. В режиме дня я использую разнообразные формы организации и методики физической культуры (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, подвижные игры, спортивные упражнения и т. д.) хотя они имеют свою специфику - коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления и ослабления недостатков психофизического развития детей и формирование положительных двигательных качеств.
Принципы организации моей КРР работы в группах с ОВЗ :
- учитываю общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей;
- использую дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы.
При проведении физкультурных занятий я выполняю определенные требования, такие как:
- офтальмо - гигиенические: достаточное освещение; использование зрительных ориентиров; соответствие физической нагрузки зрительной патологии детей;
- санитарно - гигиенические: слежу за состоянием и подготовкой оборудования; за температурным режимом; за влажной уборкой; соответствующей одеждой и обувью детей;
- соблюдаю рациональное размещение оборудования и спортивного инвентаря;
- комплексы физкультурных упражнений подбираю в соответствии с возрастом и физической подготовленности детей;
- слежу за соблюдением норм двигательной активности детей;
- организуя физкультурные занятия с детьми с ОВЗ, соблюдаю их коррекционную направленность, которая заключается в подборе упражнений; темпе ведения занятия; дозировке; в качестве выполнения упражнений;
- на занятиях обеспечиваю страховку детей и контроль.
В своей работе использую различные стандартные и нестандартные пособия и оборудования: «солевые шапочки», «ребристые дорожка», «корригирующие пазлы», «косички», «шарики – носочки», «Геометрические мишени», «Тактильные ракетки», «Звуковые мишени», «Спортивные лабиринты» и многое другое.
Большое место в КРР имеет разнообразие здоровьесберегающих технологий: массаж и самомассаж, упражнения для расслабления мышц речевого аппарата, игровая гимнастика для коррекции зрения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки, дыхательная гимнастика. По моему мнению, они обеспечивают свою коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления и ослабления нарушений здоровья у детей.
Самомассаж «Солнышко»
Солнышко лучиками
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как мама,
Лишь одно бывает.
Ребенок расправив пальцы, массирующей руки, изображает солнышко. Поглаживание кисти руки пальцами. Направление движения от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Самомассаж «Мой руки»
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это –
Руки мой перед едой
И после туалета.
Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).
Самомассаж «Лепим красивое лицо»
1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.
2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по 5–6 раз по часовой и против часовой стрелки.
3. С усилием надавливая, «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.
5. Надавливая на крылья носа, вести пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Упражнения для сохранения правильной осанки
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем выше ножки.
Спинки прямо, грудь вперёд.
Замечательный народ!
Дети идут по кругу друг за другом, активно работая руками.
На носочках мы пойдём.
Руки шире разведём.
Дети идут на носочках, сохраняя осанку, балансируя руками.
А теперь на пятках
Мы пойдём, ребятки!
Упражнения для правильной осанки «Шарик»
Вот как шарик надуваем
И рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко,
Вольно, глубоко.
Представляем, что мы надуваем воздушный шар, рука на животе
Упражнения для правильной осанки «Мой позвоночник»
Из позвонков составлен он, поэтому и гнется,
Я влево вправо наклоняюсь,
И, как он гибок удивляюсь.
Наклон вперед – назад,
Влево – вправо.
Пальчиковый игротренинг «Снежинки»
Пусть летят к нам в комнату,
Все снежинки белые.
Нам сейчас не холодно,
Мы зарядку делаем.
Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла.
Стучим пальчиками поочерёдно, Сжимаем и разжимаем кулачки.
Игровая гимнастика для коррекции зрения «Снежинки»
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга-
Улеглись повсюду,
Заблестели, словно жемчуг-Все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку.
Дети и старушки.
«Фонарики».
Поднять руки вверх и посмотреть на них.
Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом.
Развести поочередно руки в стороны и проследить за ними взглядом,
Выполнить руками движение «ножницы».
Шаг на месте.
Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата
«Пчелка»
Скрестив руки на груди и опустив голову.
- Пчё лка сказала: «Жу-жу-жу» ( сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)
- Полечу и пожужжу, детям мёда принесу.
Вдох через нос, дыхание глубокое.
Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата
«Пузырьки»
Сделать глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.
Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата
«Зевота»
Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о–о–хо–хо–о–о–о», позевать.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, праздниках и т. д.
Коррекционно – развивающая направленность комплексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельность в пространстве. Является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений со сверстниками и благополучного эмоционального состояния.