Евгения Косогорова
Доклад из опыта работы по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье населения-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей-одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РК «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Публикация «Доклад из опыта работы по ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений-качественного улучшения детского здоровья, но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться.
По данным НИИ гигиена и профилактика заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронических заболеваемости у детей.
Анализ заболевания детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (60-70%, на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем-аллергические заболевания и болезни органов пищеварения.
Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребёнка.
Принятая в республике Казахстан Концепция является основой проведения государственной политики в области образования, здравоохранения, физической культуры и детского спорта по сохранению и укреплению здоровья детей. В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека. Но уровень здоровья населения в целом крайне низок. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологики и другие специалисты. При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее воспитателей, учителей.
Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Дошкольный возраст-это период наиболее интенсивного развития детского организма, когда происходит совершенствование и становление всех систем и органов, физического и нервно-психологического развития. Необходимо создавать все условия, чтобы дети могли получать первые знания о себе. Нам педагогам следует воспитывать у детей осознанные и прочные, адекватное гигиеническое поведение по охране здоровья. Дети обучаются аспектами валеологии, ЗОЖ, правилами личной гигиены.
В послании Президента народу «Казахстан-2030» говориться:
Здоровье-это единое целое 6 составляющих аспектов.
Это-социальный аспект, личностный аспект, духовный аспект, физический аспект, эмоциональный аспект, интеллектуальный аспект.
Цель: формирование понятия, навыки и мотивацию здорового образа жизни с учетом развития ребёнка.
В плане совершенствования профессионального мастерства работаю над темой «Использование основ валеологии для приобщения старших дошкольников к здоровому образу жизни».
Валеологическое образование-это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способом укрепления и сохранения своего здоровья, это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе валеологическое сознание (я могу и хочу быть здоровым) а также культуры здоровья личности общества.
Разработала перспективные планы на все возрастные группы, ставя следующие задачи:
1. Формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни.
2. Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как к высочащей ценности.
3. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья.
4. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
5. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.
Разработала принципы валеологического образования.
Принцип «Не навреди!» -определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
1. Просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий, достаточно иметь желание быть здоровым.
2. Доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста.
3. Безопасны, то есть, все оздоровительные педагогические технологии не причинить вреда детям.
4. Эффективны, то есть, быстро дают положительные результаты, при этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать своё состояние.
5. Экспертируемые, то есть, дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Поставила следующие задачи на 2015-2016 г:
1. Воспитание гигиенических навыков, правил личной гигиены.
2. Обучение и соблюдение режимных моментов дня.
3. Проведение физических упражнений, гимнастики, подвижных игр, физминуток, закаливание, с родителями открытых мероприятий.
4. Обучение элементарным социально-гигиеническим правилам о по предупреждению инфекционных, простудных, кожных заболеваниях.
5. Привитие полезных навыков, профилактика вредных привычек.
6. Развитие межличностных отношений, привитие коммуникабельности и доброжелательности.
7. Ознакомление с элементарными понятиями о размножении растений, животных, знание о клетке.
8. Правила специфической гигиены пола.
9. Пополнить знания о древе жизни.
Являюсь автором методического пособия по валеологии.
Работать над этой темой сподвигло то, что состояние здоровья подрастающего поколения в наше время катастрофично. Усвоение ребёнком-дошкольником знаний организма человека, здоровом образе жизни с рождения, будет сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Это знания помогут ребёнку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.
Современные требование личного развития подрастающего человека, его нравственное, физическое, психическое здоровье определило направленность данного пособия.
В предлагаемом методическом пособии предоставлен цикл занятий по валеологии, перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал, который может быть использован как в совместной деятельности детей и взрослого, так и на занятиях.
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей адекватные представления об организме человека.
2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.
3. Научить «слушать» и «слышать» свой организм.
4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека.
5. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
6. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи.
7. Развивать умение предвидеть возможности опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких.
8. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
Предлагаемое пособие поможет привлечь внимание детей к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другому.
Пополнила дидактические игры: «Как я появился на свет?», «Оживи человека», «Моё настроение», «Хорошо-плохо», «Живи дерево».
Ребята часто используют плакаты в сюжетно-ролевых играх: «Школа», «Больница», «Аптека».
В индивидуальной работе использую ребусы о здоровье, головоломки, что помогает читать и составлять слова, учитывая способности каждого ребёнка.
Совместно с ребятами оформили уголок ЗОЖ, волшебную коробочку, куда поместили предметы для разных видов массажа, дыхательных упражнений, для моторики рук.
Считаю, что мои занятия по валеологии совместно объединяются с другими занятиями.
Разгадать ребусы о здоровье, ребята по первым звукам предметов составляют слова (сердце-слон, ель, рука, дом, цыплёнок, ежиха).
Из слогов, разбросанных в облаках-ребята составляют слова о предметах личной гигиены.
Используя массаж «ветерок» ребята учатся правильно дышать и сразу закрепляют цвет ленточек.
Перебирая пальчиками бусы, закрепляют дни недели, месяцы, названия птиц, животных, времена года.
Очень любят рисовать пальцами ног, поднимать пальчиками ступни ног различные предметы.
В группе проводим мероприятия по закаливанию, сделала пособие по валеологии, консультации для родителей, в любое время года прогулки и физические мероприятия, занятия на свежем воздухе.
Данная работа позволила при минимальных временных, физических, организационных издержках получить желаемый эффективный результат: снизить заболеваемость, утомляемость, повысить сопротивляемость организма, работоспособность, улучшить микроклимат в группе, и предупредить психоэмоциональное напряжение.