трошина
Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста средствами малых жанров литературы
Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи. Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Одним из средств формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста являться художественная литература, а именно литература малых жанров.
Художественное слово народного поэтического творчества – припевки, потешки, маленькие народные песенки – дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Именно, народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании, способствуют развитию у ребенка слуховой сосредоточенности, навыки слушания и повторения речи взрослого.
Художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Работа над звуковой культурой речи описывается в трудах А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, М. М. Кольцовой, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева и др.
Проанализировав взгляды ученых и педагогов на вопросы влияния малых фольклорных жанров на формирование звуковой культуры речи, пришли к мнению, что малые фольклорные жанры позволяют ребенку успешно овладевать родным языком и сформировать звуковую культуру речи через колыбельные песни, детские пестушки, потешки, сказки, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры. Из всего выше сказанного можно сделать вывод.
Развитие звуковой культуры речи считается одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Работа по развитию звуковой культуры речи способствует работа по обучению правильному звукопроизношению. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на вопросы в образовательной деятельности и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь. Первостепенное значение правильного произношения и усвоения звуковой культуры речи для ребенка – это возможность общения, коммуникации и социализации личности.
Воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса необходимо уделять более пристальное внимание, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи. От звукового оформления высказывания во многом зависят его эмоциональность, непосредственность, живость и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании. Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.