Получи документы

Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы

трошина
Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста средствами малых жанров литературы

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Публикация «Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи. Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Одним из средств формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста являться художественная литература, а именно литература малых жанров.

Художественное слово народного поэтического творчества – припевки, потешки, маленькие народные песенки – дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Именно, народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании, способствуют развитию у ребенка слуховой сосредоточенности, навыки слушания и повторения речи взрослого.

Художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.

Работа над звуковой культурой речи описывается в трудах А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, М. М. Кольцовой, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева и др.

Проанализировав взгляды ученых и педагогов на вопросы влияния малых фольклорных жанров на формирование звуковой культуры речи, пришли к мнению, что малые фольклорные жанры позволяют ребенку успешно овладевать родным языком и сформировать звуковую культуру речи через колыбельные песни, детские пестушки, потешки, сказки, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры. Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

Развитие звуковой культуры речи считается одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Работа по развитию звуковой культуры речи способствует работа по обучению правильному звукопроизношению. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на вопросы в образовательной деятельности и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь. Первостепенное значение правильного произношения и усвоения звуковой культуры речи для ребенка – это возможность общения, коммуникации и социализации личности.

Воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса необходимо уделять более пристальное внимание, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи. От звукового оформления высказывания во многом зависят его эмоциональность, непосредственность, живость и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании. Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 22:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой культуры речи средствами малых жанров литературы» (включая файлы) размещена пользователем трошина (УИ 2414361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД