Зарина Гаджилаева
Формирование связной речи у детей имеющих задержку речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ
ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности и тесно связан с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.
Публикация «Формирование связной речи у детей имеющих задержку речевого развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.
Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему школьному обучению.
Передо мной возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.
Апробировав различные методики и изучив рекомендации по обучению связному высказыванию, в своей работе с детьми я выбрала методику Валентины Константиновны Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд оптимальна, за короткое время позволяет добиться значительных результатов по развитию связной речи детей, так как,
вся методика В. К. Воробьевой построена на наглядном моделировании: предложений, рассказов-описаний, составления рассказа по картине и по серии сюжетных картин.
Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств предметов или явлений.
Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при рассматривании предметов мною используются сенсорно-графические схемы, отражающие каналы получения информации о признаках предметов:
• зрительный – символ "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения.
• обонятельный – символ "нос" – помогает определять запах, аромат.
• тактильный – символ "рука" – через него дети определяют фактурные качества предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т. д.).
• вкусовой – символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий, кислый, пресный, горький, сочный).
• слуховой – символ "ухо" - способ обнаружения предмета.
Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Дополнительными символами являются:
• символ "?" – для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).
• символ "+" – польза и " – " – вред.
• символ "два глаза" – среда обитания (где можно увидеть).
• символ "газовая плита" – что или как готовят.
• символ "детская коляска" – детёныши.
Давайте рассмотрим алгоритм составления рассказа описания с помощью моделирования.
На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми группы.
1. Прежде всего, узнавание и называние предмета.
2. Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.
3. Далее строим схему, то есть наглядно-графический план, который складывается на наборном полотне.
4. После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.
Далее аналогичные схемы-модели дети составляют подгруппами или индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному высказыванию.
Данный алгоритм предлагаю рассмотреть на примере пересказа рассказа «Лакомка» с использованием картинно-графических схем.
Задачи:1. Познакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.
2. Уточнить значения слов сложных по смысловому значению (семантика).
3. Автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.
4. Развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 6 элементов.
I. Этап. Организационный.
II. Чтение педагогом рассказа.
Педагог предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем) сообщается в нем:
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к мёду.
III. Этап. Сенсорно-словарная работа.
После чтения рассказа детям предлагается из банка предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.
Задачи этого этапа:
1. Развитие объема вербальной слуховой кратковременной памяти детей. (Запоминание с одного раза предъявления. Это не только развитие памяти, но и формирование произвольной учебной деятельности).
2. Уточнение значения слов. Банк предметных картинок надо подбирать таким образом, чтобы он включал в себя зрительные образы,с одной стороны, сходные между собой, а с другой стороны –отличающиеся по тем существенным признакам, которые и определяют значение нужного слова. Например, уточняя значение слова «улей», целесообразно ввести в банк такие картинки, как «скворечник», «дупло», «собачья будка». Здесь же, на этом этапе проводится словарная работа и лексико-грамматические упр. и игры. В данном случае нас может интересовать слово малинник. Во-первых, это слово сложной слоговой структуры. А еще можно предложить детям подобрать родственные слова, или определить от какого слова оно произошло. Можно сравнить слова малина -малинник с аналогичными словами (осина –осинник).
IV. Этап. Знакомство с предметно-графическим планом.
«Записать» рассказ с помощью картинок. Сначала подбираются картинки к первому предложению (кошка –мед). Дети прочитывают это предложение, затем переходят ко второму и т. д. Так возникает программа рассказа (показать на практике)
V.Этап. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. Дети должны сами найти правило смысловой связи в предложении.
VI. Этап. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. Предложения, соединяясь одно с другим (как гирлянда на елку, образуют рассказ.
VII. Этап. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему. Многие педагоги считают, что построение любого плана направлено только на обучение пересказу. Но здесь иная задача. Не облегчить детям пересказ готового текста, а показать и в дальнейшем закрепить представления о смысловой связи предложений, активизировать образный (предметно-схемный, внутренний план, на базе которого дети смогли бы в дальнейшем самостоятельно составлять программу своих рассказов.
Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.
Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей показывают, что ведение систематической работы по развитию связной монологической речи с использованием методики В. К. Воробьевой эффективно, оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в развитии монологической речи детей.