Маслова Ольга Владимировна
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание. Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задания учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Упускается из виду один очень важный показатель готовности к школьному обучению - желание учиться, умение учиться, а именно, сформированность предпосылок учебной деятельности.
Понятие - «предпосылки» в данном случае определяют как «предварительное условие чего-либо». Термин «учебная деятельность» означает овладение системой теоретических знаний и общими способами решения конкретно-практических задач. Ребенок сможет успешно осваивать и осуществлять учебную деятельность, только, если у него сформированы необходимые предпосылки для начала и дальнейшего развития учебной деятельности.
В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования. В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г. подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности»
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:
Психологические (т. е у ребенка должен быть сформирован достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т. д.).
Коммуникативные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки) .
1-я предпосылка учебной деятельности.
Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности.
Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, непригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.
Для успешного формирования познавательных интересов у детей должны быть сформированы определенные условия :
• Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
• Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
• Необходимо понимание важности преподносимого материала.
• Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
• Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
• Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным
• Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими способа действий.
Поэтому второй предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, то есть такими способами, которые обеспечивают решение практических или познавательных задач. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась Александрой Платоновной Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными признаками умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей, развивать контроль за своими действиями.
Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета : ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сад» и др.)
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, на первых порах выполняются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач.. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать способ, благодаря которому получают новые знания.
Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно- практических задач, производит у детей умение анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы ее решения.
Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение действием контроля Подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования у детей умений контролировать и оценивать свои действия.
Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризует их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать собственные знания и умения.
У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач.
Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля. Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий.
Благодаря действию оценки ребенок определяет действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач
Выделяют три основные линии развития дошкольника, по которым должна вестись работа по формированию предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе в детском саду.
Во-первых, это общее развитие.
К тому времени, когда реб нок станет школьником, он должен достичь определенного уровня общего развития: памяти, внимания, интеллекта. И, конечно, взрослых интересует, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это умение произвольно управлять собой, то есть произвольность. У ребенка старшего дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещ как следует, не умеет. Он может надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
В-третьих, формирование мотивации к учению.
Речь ид т о воспитании у детей действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Формировать предпосылки учебной деятельности педагог должен с учетом ее основных компонентов. Деятельность его должна быть направлена:
- на организацию процесса активного усвоения детьми знаний, навыков, умений;
- на развития у реб нка познавательного интереса;
- на потребность в учении;
- на мотивацию к обучению.
Одно из преимуществ программы состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий детей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета.
В среднем – главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношений между детьми. .
В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Дошкольный возраст – период фактического складывания личностных отношений.
Таким образом, можно сказать, что предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются через работу по организации игровой деятельности. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в педагогический процесс.
Но предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер. Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается с позиции возрастного развития детей.
Дошкольник, реализовавший себя в игре, готов к учебной деятельности,. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.