Ильмира Исламова
Консультация «Гуманизация образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л. Н. Толстым, В. А. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, К. Д. Ушинским и другими).
Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая.
Публикация «Консультация „Гуманизация образования“» размещена в разделах
Гуманизация началась там, где перестали привязывать у левши левую руку и переучивать его. В реализации на практике принципа гуманизации, имеет смысл рассмотреть подход к анализу урока с точки зрения выявления на нем следующих трех блоков идеи гуманизации :
I — Здоровье ребенка.
II — Культура общения.
III — Психолого-педагогическая культура учителя, владение им психолого-педагогическими основами обучения, формирования умственных действий и др.
I - ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
1. Физическое здоровье.
• Важно учитывать имеющееся состояние здоровья (ослабленность, частые пропуски по болезни, акселерация и др.)
• и поддерживать здоровье учеников, организовывая минуты здоровья на каждом уроке независимо от возраста учеников, проводить специальные упражнения для глаз, мышц спины, шеи, плеч, рук, снятие напряжения, утомления и др.
2. Для психического здоровья важно создание для каждого ученика ситуации успеха и условий для самореализации, сокращение до минимума стрессовых ситуаций.
II - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ
• тактичность, уважение личности ученика;
• естественное и свободное поведение учеников и учителя;
• выдержанность учителя;
• проявление интереса и уважения к детям, их мыслям, чувствам;
• положительный эмоциональный фон урока, доброжелательность;
• снижение уровеня тревожности;
• спокойное отношение к ошибкам детей, стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям (В. А. Сухомлинский был уверен, что никаких отрицательных оценок не должно быть, пока ребенок не научится что-то делать, а положительные результаты и не получатся, если не накапливать положительные эмоции. Как писал поэт Борис Слуцкий:
• Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит.);
• владение невербальными средствами общения (интонации, жесты, паузы, мимика, общение глазами)
III - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ
позволит ему:
1. Руководствоваться психологией познания, научными теориями обучения, принципами и этапами формирования умственных действий, учебной деятельности, чтобы природосообразно и естественно, а значит, гуманно обучать детей.
Необходимо учитывать:
• полу: 1. девочки опережают мальчиков в развитии на 1—1,5 года; 2. круг интересов разный;
• темперамент (холерики и флегматики, сангвиники и меланхолики учатся и реагируют на многое по-разному);
• уровень умения учиться: степень самостоятельности, умение поставить и держать учебную цель, умение пользоваться справочной литературой;
• коммуникабельности: любит и умеет общаться или наоборот.
Таким образом, гуманистическое обучение должно быть:
• здоровьесохраняющим;
• базироваться на ситуации успеха;
• по законам культурного общения;
• природосообразным, по законам психологии обучения;
• дифференцированным;
• многосенсорным (визуально, аудиально, кинестетично, эмоционально)
Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества.
Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.
Урок, каким он должен чтобы действительно стал «подарком» для всех наших маленьких учеников, которые каждый день приходят к нам в класс? Несомненно, это должен быть урок «от сердца», весь ход которого продуман до мелочей. Перед уроками важно пообщаться с детьми, чтобы узнать их тревоги, переживания, или, наоборот, они с удовольствием поделятся какой – то своей радостью.
Начало урока – это приветствие. И урок я начинаю не со слов «Здравствуйте, садитесь», они слышат «Доброе утро. Как вам спалось?», и мы друг- другу дарим улыбку, желаем радости, удачи себе и всему классу. Каждый урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой.
А перед проверочными работами, дети закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей работой. Они произносят «Всё будет хорошо!», «Ты справишься!» и др. слова.
Также провожу с детьми прием «Выливание из кувшинчика» : дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть. Надо не забывать, что дети приходят на урок со своими проблемами, занятые своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт.
Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы сторонники дружеского общения, стремимся сделать так, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно. Нужно быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, направляющим его в нужное русло, но не навязывающим своих мыслей и своей воли; консультантом в решении поставленной проблемы, человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения.
На уроке учитель должен уметь тонко чувствовать его результативность, для чего предусмотрен своеобразный диагностический этап работы. Он может быть проведё н на любом этапе урока: рисунки, выбор цветного круга–листочка, выражающего настроение, самооценка (как я работал сегодня, чем поделюсь дома). Все предлагаемые процедуры исследования помогают нам получить информацию о личностных качествах каждого ребёнка.
Часто применяю на уроках прием, когда задается вопрос или задачка, дети шепчут варианты решений на ухо. Такой вид работы детям очень нравится, они не боятся, что класс их услышит, если ответ будет ошибочным и, не слыша чужих ответов, дети вынуждены думать сами.
Есть еще особенность у этого приема: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, доверительной форме, один на один. Обязательно нужно подойти к каждому ребенку, выслушать ответ и сказать (Молодец, Ты умничка! «Подумай еще»)
Также используется прием, “математика в темноте”, когда дети зажмуривают глаза, опускают головы на парту, слушают задачку или пример и пальчиками показывают ответ. Нужно обязательно подойти к каждому, пожать вытянутые пальчики — крепко (“ Молодец!”) или мягко (“подумай-ка еще”). Зачем я прошу детей опустить головы? Разве они не смогли бы решить мои задачи, сидя прямо за партами? Конечно, могли бы, но без желания. Ведь так гораздо интереснее! А еще это своеобразная физминутка, смена позы.
Ещё на уроках использую актерскую игру. Задавая вопрос и принимая серьезный, озабоченный вид, умышленно запутываю детей, доказывая противоположное. Такая «рассеянность», «забывчивость», «ошибки» рождают стремление в моих учениках поправить меня, поспорить. В такие минуты приятно наблюдать, как глаза детей горят, в них и удивление, и радость, и нетерпение. Всем хочется поправить учителя, доказать, что они правы. Таким образом, даем детям возможность почувствовать себя, общаясь со мной, моими равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны мне, что без них мне, педагогу, тоже трудно.
В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма итога урока может быть разнообразной : в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке;
• ученики дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;
• дают оценку своему участию на уроке («Похвали себя!» : поглаживание рукой по голове за правильно выполненное задание и др.);
• иногда сама подвожу итог уроку, выражая восхищение и благодарность за творческие взлёты детей, за их желание помогать и поддерживать учителя в проведении урока.
Для преодоления трудностей ученики с нашей помощью используют приёмы самовнушения и самостимуляции волевых усилий. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия: «Я могу сделать это не хуже других!» «Я верю в себя и в своё будущее!» и др.
И сейчас я хотела бы вам предложить одну ситуацию. Как бы вы поступили в данной ситуации.
Из школьного коридора в классе слышится грохот. Кто - то разбил горшок с цветком. Один мальчик стоит испуганный, виноватый и оправдывается: «Я не хотел… Он меня толкнул, и я наткнулся на цветок!» Другой, опровергает причастность. Стоят они перед разбитым горшком, земля разбросана, а цветок валяется на полу. Ситуация серьезная.
Педагог, нагибаясь к цветку, говорит: «Разве важно, кто так сделал? Важно спасти наш кактус!». Дети, начинают собирать черепки и землю. Далее он просит принести наше ведерко, чтобы можно было до завтра подержать в нем цветок. Кактус помещается в ведерко. Учитель обращает внимание на то, как вытекает сок из сломанной ветки: «Эта белая липкая жидкость и есть его «кровь». Кто-то из детей добавляет, что кактус - лечебное растение! А другой заинтересован, не болит ли у него переломанная ветка? Тогда учитель спрашивает ребят, что они думают сказал бы цветок, если умел говорить? Дети начинают рассуждать: о том, жалко ли ребятам его; почему были не осторожны и сбросили его с подоконника; кактус - доброе растение и нечего плохого не подумает о ребятах; еще бы он попросил о том, чтобы его посадили в новый горшочек и ухаживали так, чтобы он скоро поправился. Виновник вызвался принести горшочек с землей для цветов. В это время прозвенел звонок на урок. Пол был прибран. Кактус в ведерке. Завтра будет пересадка.
Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование.