Тарасова Ирина Геннадиевна
Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Два мира – одно детство.
«Наш труд проходит в мире детства –
вот о чём нельзя забывать ни на минуту.
Мир детства – это в первую очередь
познания сердцем того, что ребёнок
видит вокруг себя, что он сам делает».
В. А. Сухомлинский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Консультация „Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.
Модель выпускника определяет следующие качества личности ребё нка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Отличительной чертой федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу с 1 сентября 2011 года, является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. Федеральный государственный стандарт отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.
Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.
В содержание готовности входит:
Достижение уровня развития Овладение предпосылками учения
- физического - управляемость поведением
- познавательного - планировать и контролировать свои действия
(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми
- слушать учителя
- выполнять его требования.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Об этом можно много рассуждать.
Считается необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности :
- родительское собрание «Скоро в школу»
- анкетирование
- интервьюирование
- диагностика знаний и умений в игровой форме
- день открытых дверей.
Достижение работы нашего детского сада по преемственности – это проэктная деятельность «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники проэкта: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов
Задачи:
1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.
2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.
3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.
4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.
5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления.
На собраниях рассматривались вопросы:
- физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе.
- изучаются критерии успешного обучения.
- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе.
Все организованные проэктные мероприятия превращают в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей.
Кроме таких встреч учителями организовываются для детей старшего дошкольного возраста – экскурсии в школу, где их провели по разным кабинетам и что немало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать, в кабинете технологии дети делали оригами, в кабинете информатики – рисовали на нетбуках, в кабинете музыки – пели и танцевали. После таких экскурсий дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.
Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:
1) повышается компетентность родителей
2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)
3) безболезненная адаптация
4) формирование мотивации детей
5) обеспечение равных стартовых возможностей
6) защищённость мира детства.
Подводя итог, можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.