Анна Егорова
Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение воспитанников из дошкольного детства в мир учения, в школу. При этом учение необходимо понимать как основу развития личности ребенка, учитывающая его психоэмоциональные особенности. Преградой на пути развития детей является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Эта тема в последние годы стала актуальной, так как стали существенны различия в требованиях к уровню знаний, получаемых детьми.
Публикация «Консультация „Преемственность дошкольного и начального образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Что же понимается под понятием «преемственность»? Это переход от одной ступени образования к другой. Это непрерывный процесс воспитания и обучения детей, имеющих общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Важнейшая задача развития образования- сохранение единства образования. Наиболее тяжелым для воспитанников считается период от дошкольного к школьному детству. Ведь поступление в школу для ребенка– стрессовая ситуация, как говорят психологи-«психотравмирующая».Одной из задач ДОУ является хорошая подготовка дошкольников к школе. Очень часто эта подготовка сводится к формированию у воспитанников знаний, умений и навыков по узким предметам. В этом случае преемственность определяется не тем, какие качества необходимы дошкольнику для учебной деятельности, а тем, умеет ли будущий школьник писать, читать, считать. Дошкольные образовательные учреждения в последнее время стали следовать целям, задачам и методам работы начальной школы[1].
Все это приводит к вытеснению игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте, а ведь именно игра является основным видом активности детей в ДОУ. Таким образом, занятия в старшем дошкольном возрасте стали повторять первый класс. Педагоги ежедневно занимаются с детьми за партами и проводят занятия по школьному типу. У дошкольников увеличиваются нагрузки, переутомление, ухудшается здоровье, что ведет к снижению учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе. Все это отражается на адаптации воспитанников к школе и дальнейшему обучению [2].В результате теряется понимание самооценки дошкольного детства, весь период посещения ребенком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе. А ведь только в рамках игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.
Педагоги школ, в которые вступают выпускники детского сада,выражают недовольство тем, что воспитанники приходят в учреждение, не обученными нормам и правилам школьного поведения. Воспитатели, в свою очередь, считают, что дают каждому ребенку достаточно знаний, чтобы успешно обучаться в начальной школе. Родители воспитанников хотят все и сразу, ускоряя процесс обучения, не давая им возможности наиграться вволю.
Принятие ФГОС ориентирует на понимание преемственности между ДОУ и начальной школой. Это единство содержания образования, целей и задач, а не запас конкретных знаний, с которыми дети должны прийти из детского сада в начальную школу.
Поэтому главная задача воспитателя- создание условий для развития мотивов обучения. Для некоторых детей адаптация в новом учебном заведении проходит длительно, так как, придя в школу,учащимся следует держать дистанцию между учителем и собой, а в ДОУ воспитатель- это вторая мама, которая готова обнять и пожалеть ребенка. Школа постоянно выдвигает новые требования к развитию детей. Это связано с увеличением потока информации, компьютерной грамотностью. А также научно-техническим прогрессом.
Непрерывность различных ступеней образования предполагает решение определенных задач: развитие инициативы, произвольности; обеспечение эмоционального благополучия воспитанников; формирование у детей знаний об окружающем мире; умение взаимодействовать со сверстниками, учителями; индивидуализация процесса обучения; опора на личную ступень достижений. [3]
Формы осуществления связи могут быть различными, зависят от стиля общения всех участников образовательного процесса и включают в себя работу по трем направлениям.
1. Работа с детьми (беседы о школьной жизни, выставки рисунков и поделок, создание уголка школьника с размещением школьной атрибутики, которыми можно пользоваться в игре; посещение школьной библиотеки, викторины между воспитанниками старших и подготовительных групп и первоклассниками, совместные акции и др.).
2. Взаимодействие с родителями (общие родительские собрания с педагогами и учителями, психологами; обсуждение вопросов за круглым столом, проведение мастер-классов педагогами; семейные совместные досуги и развлечения и др.)
3. Взаимодействие педагогов (проведение семинаров, педагогических советов на заданные темы,психологические наблюдения, тренинги для участников образовательного процесса и др.)Учителя начальной школы должны по возможности знакомиться с методами и формами работы в ДОУ, так как психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком мала.
Подготовка детей к школе- это сложная задача, которая охватывает все области жизни ребенка. Реальные результаты появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимоотношение и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.
Список литературы:
1. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21.
2. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М. ; АРКТИ, 2007.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.