Олеся Попова
Консультация для воспитателей «Родители как партнеры образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители как партнеры образования
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Актуальность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Родители как партнеры образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Не один из вопросов развития и воспитания детей не может быть решён ДОУ без сотрудничества с семьёй.
Детский сад-первый несемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где формируется их педагогическая культура. [1]
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличия мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом детского сада. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течении года мы проводили родительские собрания и тематические встречи, которые заканчивались совместным чаепитием: «Роль семьи в воспитании детей»; «Здоровьесбережение, как залог успешности ребёнка в социуме».
Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. [2]
В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Совместно с родителями и детьми провели гимнастику.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными наблюдателями. С этой целью мы используем разнообразные формы работы с ними.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Здравствуй, осень золотая!», «В гостях у сказки», «Зимушка – зима», стало стимулом развития чувства прекрасного у наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикуем награждение участников выставок.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: папки – передвижки, брошюры, буклеты, информационные стенды. Нами проводились индивидуальные и групповые консультации для родителей : «Роль семьи в формировании личности ребенка»; «Роль семьи в физическом воспитании детей»; «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»; «Нравственно-патриотическое воспитание детей»; «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»; «Роль родителей в воспитании детей»; «Роль семьи в экологическом воспитании детей»; «Отец и мать как воспитатели».
В приемной группы значимое место отведено для фотовыставок, где периодически меняются фотографии, которые содержат всю информацию о жизни детей группы не только в детском саду, но и в семье. Эта форма работы является востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Нами были предложены фотовыставки на разную тематику: «Отдых на природе с семьей», «Труд в огороде осенью», «Счастливое детство», «Здоровый образ жизни».
Совместно с родителями в группе оформили альбом «Моя семья», сюжетно-ролевую игру «Семья».
Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения, активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников образовательного процесса, где царит атмосфера взаимоуважения. Подобная работа ведется и с семьями детей, не посещающих детский сад. В консультационном центре нашего ДОУ мы проводим – индивидуальные консультации, встречи с родителями объединенные одной тематикой, а также посещение родителями занятий. Проделанная работа принесла положительный результат, многие из родителей привели детей в сад.
Родители стали понимать, что сотрудничество и партнёрские отношения детского сада с семьёй имеют огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели, могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Индивидуальные собеседования с родителями показали, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Используемая литература:
1. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие / под ред. С. О. Филипповой. СПб. : Детство-Пресс, 2005. 416 с.