Татьяна Федосова
Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад:
«Детская музыкальная деятельность : ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель»
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь
Федосова Татьяна Анатольевна.
Публикация «Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель» размещена в разделах
Детская музыкальная деятельность : ребенок-слушатель. Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности ребенка является восприятие музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребенка по мере его взросления, в ходе личностного развития. Цель формирования и развития у детей культуры музыкального восприятия : приобщить детей к музыке и сформировать у них потребность в этом виде искусства. В соответствии с этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста выступают задачи: накопления интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки, развитие способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам, формирование эмоционального отношения к музыке. Как дошкольники слушают музыку? И что же общего и особенного в музыкальном восприятии взрослого и ребенка? После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно понять образ и музыкального произведения. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения. Поэтому полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании. Условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию : музыкальная эрудиция; определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы; способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве. У детей – выделенные условия находятся в зачаточном состоянии. Чувственно-эмоциональная сфера только начинает развиваться, а способность к сопереживанию – полноценно проявляется только в старшем дошкольном возрасте. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: 1. Собственно интонационного восприятия. 2. Осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. В младшем дошкольном возрасте - интонационное восприятие музыки ограничиваются единичными и односложно называемыми образами. В среднем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, у детей формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки. К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки : определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности. Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьезной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе. Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. При более длительном наблюдении за ребенком, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности. Можно сказать, что ребенок-слушатель - это, прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать).
Детская музыкальная деятельность : ребенок-исполнитель. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке. Специальное, профессиональное художественное образование (хореографическое, обучение игре на музыкальных инструментах) начинается, как правило, тогда, когда ребенку исполняется 7-8 лет. Подумайте, почему? Если на концертах мы наслаждаемся исполнением музыкальных шедевров, то, глядя на исполнительские опыты дошкольника, мы восторгаемся тем, насколько он органичен и естествен, как он чувствует музыкальный образ, как передает его в пении, танце. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он - критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей. Итак, музыкально-исполнительская деятельность детей - это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями. Этот вид деятельности включает в себя : пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Пение самый любимый вид музыкальной деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью. Легкое, выразительное пение дошкольника обеспечивается развитием группы специальных певческих умений: певческая дикция - умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дыхание - один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольника не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух. Звукообразование - умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен. Чистота интонирования - умение интонационно точно воспроизвести мелодию песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.
Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства : жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т. д.); характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); средства музыкальной выразительности - в первую очередь ритм и метр, музыкальную форму (2- и 3-частная).
Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Дети, оказавшись в музыкальном зале без взрослых, моментально устремляются к музыкальным инструментам : треугольникам, маталлофонам, дудочкам. Стремление извлечь звук - проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Это означает, что музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке. Детские игры, в которых звучит музыка, могут подразделяться на:сюжетные (игры-драматизации, игры-сказки, хороводные игры, игры-оперы) бессюжетные (игры с правилами, музыкально-дидактические игры). Выбираются игры в соответствии с задачами развития музыкального исполнительства.
Таким образом, детскую исполнительскую деятельность можно рассматривать как целостность выразительности и техники исполнения.
Детская музыкальная деятельность : ребенок-сочинитель. Трудно представить себе, что ребенок дошкольного возраста способен сочинить музыкальное произведение, которое было бы воспринято широкой слушательской аудиторией. Почему, да потому что ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального музыкального образования : не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. Поэтому детское музыкальное творчество может относиться в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально- игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. «Под творческой деятельностью детей понимается – предметный результат (т. е. детские произведения) и сам творческий процесс, который подразумевает пробуждения способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению». (Ветлугина Н. Художественное творчество в детском саду. - М., 1974. - С. 39). Особенности детского творчества заключаются: во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная новизна детского творчества; во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Процесс собственно детского творчества носит импровизационный характер, что является следствием непосредственной эмоциональной реакции ребенка на рождение замысла. Первейшие попытки создать образ можно наблюдать в процессе выполнения ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.
Ребенок-творец. Как непросто его определить, хотя бы потому что в дошкольном возрасте каждый ребенок - фантазер и сочинитель. Доминирующая деятельность в дошкольном детстве - деятельность художественная. А если есть художественная деятельность, то всегда есть и творчество. Ребенка-сочинителя обладает высокой познавательной активностью, эрудицией. У него хорошо развитая память и высокий уровень развития творческого воображения, фантазии, он способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, перерабатывать их и переводить в новый план.