Вероника Мохова
Ребенок и искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей - имеет важное значение для его эстетического развития. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.
Дети тянутся к пению, рисунку, стихам, очень охотно включаются в эти занятия.
Известно, что ранее другого ребенок реагирует на мелодичные звуки пения голоса матери, он затихает и прислушивается к ним на первых же неделях своего существования. Сосредоточивает он свое внимание и на ярком цвете игрушек, висящих перед ним. Это первые реакции на музыкальные звуки и цвет. Они характерны своей эмоциональной окрашенностью.
Публикация «Ребенок и искусство» размещена в разделах
С ростом ребенка, с созреванием всей нервно-мышечной организации его организма, он уже способен к практическим действиям - подстраивается к певческим звукам, приплясывает на руках взрослого под веселую музыку, перебирает разноцветные колечки, шарики. Развитие ориентировочной деятельности позволяет ребенку приступить к рисунку к концу второго года его жизни.
Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только "исполнители", но и "творцы" - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.
Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.
Можно задуматься: почему именно эти несложные художественные произведения могут сыграть особую роль в воспитании ребенка? Взрослый, приобщая ребенка к накопленному человеческому опыту, помогает освоить то, что доступно ему на этом этапе развития. И мир осваивается ребенком не только путем приобщения его к деятельности мышления. Есть путь и художественного освоения действительности. Им овладевает человек в течение всей своей жизни, но в дошкольном детстве этот путь особенно эффективен.
Дело в том, что художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими наглядно-конкретными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма.
Искусство для детей - это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого "золотого фонда" выполняет свое незаменимое назначение