Анна Михайлова
Гиперактивный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Признаки гиперактивности у ребенка.
2. Основные проблемы в обучении воспитанников с гиперактивностью.
3. Оказание коррекционно-развивающей помощи семье ребенка с гиперактивностью.
4. Советы психолога.
Публикация «Гиперактивный ребенок» размещена в разделах
С латинского языка "активный" значит деятельный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По современным статистическим данным количество детей с гиперактивностью за последние пять лет возросло. Такие дети создают ряд проблем окружающим: родителям, сверстникам, педагогам. Им необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная личность.
Признаки гиперактивности у ребенка.
Как известно, все проблемы в развитии дошкольников более явно проявляются в старшем возрасте, но признаки гиперактивности можно диагностировать и в младшем возрасте. Это заметно когда от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Дети проявляют неусидчивость, концентрация внимания неустойчивая, воспитанники отвлекаются на посторонние раздражители.
Можно говорить о гиперактивности у воспитанника если вы наблюдаете следующие симптомы:
1. Цикличные и беспокойные движения руками и кистями.
2. Ребенок не способен определенное время усидеть на стуле.
3. Отвлекается на посторонние раздражители.
4. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
5. Недостаточно развита концентрация внимания.
6. Не может закончить дело до конца
7. Не может играть тихо, спокойно.
8. Чрезмерно активно пользуется экспрессивной речью.
9. Мешает в игре или в продуктивных видах деятельности другим детям.
10. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет.
Выше перечисленные признаки можно сгруппировать:
• чрезмерная двигательная активность;
• импульсивность;
• отвлекаемость — невнимательность.
Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики рук, сниженным интересом к интеллектуальной деятельности.
Основные проблемы в обучении воспитанников с гиперактивностью.
В настоящие время проблемы в обучении детей с гиперактивностью являются актуальными. Педагогу приходится постоянно следить и контролировать поведение таких детей, тем самым сокращается время на обучение воспитанников. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний. Эти дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.
Дети отвечают на вопросы педагога не дослушав его до конца. Это говорит о импульсивности поведения ребенка, он не может, в силу своих психофизических особенностей, соблюдать нормированные отношения с педагогом. Низкая работоспособность и неустойчивая концентрация внимания способствуют большому количеству ошибок при письменных и устных ответов, продуктивные работы выполняют неаккуратно, неряшливо. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации.
К решению этой проблемы нужно подходить комплексно, привлекать не только педагогов, но и родителей.
Оказание коррекционно-развивающей помощи семье ребенка с гиперактивностью.
Разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Можно дать родителям следующие рекомендации:
• не проявлять к ребенку излишней жалости и вседозволенности;
• не требовать от ребенка непосильной для него работы;
• использовать метод сублимации- выход излишней энергии. Привлечение ребенка к любой физической деятельности;
• соблюдать режима дня;
• минимизировать время проведения за компьютером.
• избегайте категоричных слов и выражений, упреков. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором;
• обращайтесь к ребенку спокойным голосом;
• поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
Объясните родителям, что эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.