Зинаида Киселева
Доклад «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать +Заказ
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Публикация «Доклад „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации.
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
3. Фаза компенсации или периода адаптированности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период – серьезное испытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е. И. Морозова/
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим, педагогу – психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями и педагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условиях адаптации.
Следует отметить важность понимания информации об иерархии, т. е. наибольшей значимости, тех или иных потребностных структур для ребенка раннего возраста. Знание этих законов дает отгадку для решения многих проблем в период адаптации детей раннего возраста к условиям ГОУ. Теплюк С. Н. четко и доступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многих ошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.