Ирина Стручаева
Доброжелательные технологии «План, дело, анализ»
Известно, что обучение строится на основе единой программы общеразвивающей работы. Как целостная форма пед. деятельности, обучение должно также опираться на индивидуальные особенности развития детей. Главная пед. задача – максимальная помощь в реализации ребенка. Предоставлять детям возможность проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному выбору, стремиться к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически выстроенным коллективом.
Публикация «Доброжелательные технологии „План, дело, анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Но к сожалению, реализовать пед. деятельность как целостную систему не удается до сих пор. Сначала был «крен» в сторону уточнения содержания базовых знаний. Индивидуальный подход строился в основном в работе с отстающими детьми. Развивающий эффект при этом был снижен для всех. Позже материал для обучения все так же усложнялся, но возрастной и индивидуальный подходы были ориентированы в основном на «продвинутых» детей. Затем появились авторские программы, пособия, в ряде дошкольных учреждений было введено предметное обучение.
Одной из таких технологий, применяемых в практике, является технология «План-дело-анализ». Именно она помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуальные черты. Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, неможет быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей. Технология «План-дело-анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активным и в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо следить за занятостью и характером действий каждого ребенка. Для этого мы использовали карточки самоанализа. Анализ карточек позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогических действий.
Роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важное и непосредственное участие в свободной игровой деятельности: побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации.
Считаем, что применяемая нами доброжелательная технология - «План, дело, анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности.