Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Доброе дело два века живет»
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Рыбакова Фотоочерк «Доброе дело два века живет»
(Фото сделаны мною в день посещения музея, с разрешения администрации)
Немного истории. 1 век до н. э. «Правой рукой» Императора Октавиана Августа был - Гай Цильний Меценат, прославившийся своим покровительством и безвозмездной финансовой помощью поэтам и художникам своего времени. Без его поддержки творчества Горация, Вергилия и других, вряд ли эти имена дошли бы до наших дней…
Публикация «Фотоочерк „Доброе дело два века живет“» размещена в разделах
Имя Мецената становится нарицательным и ассоциируется с человеком, «способным добровольно, безвозмездно из личных средств оказывать материальную помощь на развитие культуры и науки».
Деньги меняют не только жизнь, но и людей. И не всегда, как показывают исторические примеры, в худшую сторону.
На рубеже XIX-XX веков в России, быть меценатом[/b], было и должно, и, в хорошем смысле слова, модно. Именно в купеческой среде расцветает благотворительность и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга.
Имена "Золотого века" российской благотворительности: Третьяковы, Морозовы, Щукины, Солдатенковы, Мамонтовы, Хлудовы, Бахрушины и другие российские купцы, фабриканты, банкиры, предприниматели… Они жили не бедно, но «совестливо», «берегли копеечку», а «лишний капитал» уходил на строительство больниц, школ, театров, собирательство коллекций, которые в последствии станут народным достоянием и гордостью нашего государства!
Год назад в Москве открылся Музей «Собрание», основателем которого от строительства здания музея до представленной личной коллекции, является Меценат - Давид Якобашвили. Посещение, экскурсии, лекции – всё бесплатно: приходи, слушай, смотри во все глаза, удивляйся, восхищайся, восторгайся…
«На сегодня это одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения, художественный фонд которой насчитывает порядка 20000 экспонатов. Основа коллекции – самоиграющие музыкальные инструменты и механические редкости - музыкальные шкатулки, органы, оркестрионы, шарманки, часы, коллекция русской бронзы, живопись, графика, коллекция старинного русского и зарубежного серебра, стекла и хрусталя».
Первый переносной органчик получил название Шарманка, - от популярной французской песенки "Прекрасная Катрин" («Charmante Catherine») - первой, исполняемой на этом инструменте. Иногда инструмент также называли и "катаринка". Часто шарманки использовали не только для прослушивания музыки, но и как инструмент для обучения пению домашних декоративных птиц. От этого произошли еще два названия: "дроздовка" и "чижовка".
Большие механические Органы, со своей «концертной программой», внесли большой вклад в музыкальную культуру: массовый слушатель смог узнать и полюбить музыкальные произведения, шагнувшие из дворцовых и церковных залов на улицы городов.
Механические рояли и пианино, оснащенные картинами, с меняющимся сюжетом. Иногда музыку на перфокарту записывали профессиональные музыканты и композиторы: Г. Малер, К. Сен-Санс, К. Дебюсси, С. Рахманинов, Д. Гершвин. Специально для механического пианино писали музыку П. Хиндемит, И. Стравинский.
Граммофоны и фонографы. Граммофон с двумя рупорами. Две иголки ставили на «бороздочку» пластинки одновременно, затем заводили пружину, и масса сопутствующих механизмов приводили в движение иглы от центра к краю, что создавало эффект объемного звучания.
История часов -- это история новаторства и прогресса в науке. С XVII века появилась мода снабжать механизм часов дополнительными музыкальными «штуковинами» -- колокольчиками, трубами, язычковыми механизмами. В подавляющем большинстве часов использовался механизм шарманки. При их создании были задействованы не только часовщики, но известные мебельные фирмы, художники, скульпторы, декораторы. Это был пик развития часовых музыкальных и высокоточных механизмов: часы показывали день недели, число, месяц, фазу Луны. Часы напольные, настенные, каминные, карманные… часы в «образе» дворцов, соборов, с ангелами… - дают представление о том, как на протяжении веков развивалось часовое искусство и как прогрессировала научная мысль.
Каретные часы в футляре связаны с именем Наполеона, требующего строгой дисциплины офицерского состава. Узнать который час можно было, на глядя на циферблат, проезжая в карете ночью.
Часы –загадка (Франция 1850) Стрелки не имеют видимой связи с часовым механизмом и приводятся в движение вращающимся стеклянным диском. Движение от механизма к часовой стрелке передается через вращающуюся внутреннюю стеклянную трубку и червячную передачу. Движение от часовой стрелки к минутной передается через миниатюрный редуктор в центре циферблата.
Картина - часы с получасовым боем, музыкальным механизмом и движущимися фигурками (Западная Европа 1870-е гг.)
«Шарманщик» - это еще и печь для каштанов.
С середины XVIII века переносные органы становятся популярными среди бродячих музыкантов, поскольку не требуют больших познаний в музыке и при этом вызывают неизменный восторг и интерес публики.
«Птички в клетках». Первоначально их использовали как механизм для обучения пению домашних канареек. А затем механические птички стали распространенным домашним аксессуаром.
«Птички в подвесных клетках с часами», поющие на разные голоса,- как будто прилетели из сказки Г. Х. Андерсена.
«Улица датского городка 19 века», на которой все «производится, работает, живет, летает, плывет, едет, двигается., с набережной, вокзалом., с ее жителями, работающими, ругающимися, смеющимися, плывущими, бегущими…
Автоматон «Утка: памяти Вокансона».
Автоматон -- заводной механизм, заключенный в куклу человека, животного или птицы, которые двигаются и совершают свойственные своему образу действия.
Один из самых известных создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782). Механическая утка, самое завораживающее устройство Вокансона. Механическая птица стояла на пьедестале, крякала, пила воду из чашки, ела зерно, раскрывала клюв и хлопала крыльями! Но и это не все – пища «переваривалась» и затем, как у настоящей птицы, выходила из клоаки «экскрементами» другого цвета. В 1882г в результате пожара в музее, птица сгорела.
В 1998 году часовщик Жак Фредерик Ведони сконструировал точную модель механической утки, прибавив к ее действиям умение своим дыханием гасить пламя свечи. После аукциона утка попадает в частную коллекцию.
«Девушка, играющая на свирели» и «Юноша, играющий на флейте» были созданы Жаком Вокансоном и продемонстрированы в Париже в 1738 году. Юноша - кукла размером с человека, исполняет 12 мелодий. При этом он в точности повторяет действия человека -- пальцы куклы ходят по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигаются как у человека. Флейтиста Ж. Вокансона считают первой успешной попыткой создания искусственного человека.
Автоматон музыкальный «Зульма – заклинательница змей» (Париж 1907 г.)
Автоматон «Агент из Торгового дома Бо Бо»[/b] (Париж 1903 г.) Стоял у входной двери, «разговаривал, подмигивал, поднимая брови, жестикулировал, приглашая в магазин». Я думаю, он приглашает вас заглянуть на сайт Музея «Собрание», который позволит каждому в полной мере ознакомиться со многими экспонатами музея, и, что очень замечательно, увидеть большинство экспонатов в действии: они двигаются, поют, рассказывают о себе. Это отличный демонстрационный материал в педагогическом проекте: для знакомства дошкольников с историей часов, музыкальных инструментов, с историей первых заводных механизмов, ставших «родителями» заводных игрушек и робототехники. Коллекция механических кукол и автоматов Музея "Собрание" является единственной в своем роде в России и признана экспертами одной из лучших в мире.