Наталья Пономаренко
Использование современных технологий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Использование современных технологий развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания.
Актуальность:
В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся.
Публикация «Использование современных технологий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыкальное воспитание играет одну из главных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Художественно – эстетическое воспитание становится единственным помощником духовно – нравственного становления личности, где технический прогресс и информационные технологии стали для всех нормой жизни.
Формированию нового общественного сознания подрастающего поколения способствует только художественно – эстетическое воспитание.
Многовековой опыт показал, что только музыка может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, влиять на физиологию и психику человека. Она занимает значительное место в системе общего воспитания.
Таким образом, участие музыки в воспитательных целях приобрело актуальность в современной жизни.
ЦЕЛЬ: изучить возможности использования современных технологий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания
ЗАДАЧИ:
активизация творческого начала дошкольников;
освоение детьми музыкального языка и возможности его использования в разных видах культурных практик;
развитие импровизационного обращения детей со знакомым музыкальным материалом;
формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования.
Музыкальное воспитание – систематическое и целенаправленное развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно – исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению…
Исследователи проблем музыкального воспитания отмечают, что современному образованию нужна концепция художественно – эстетического образования детей с духовно – нравственными акцентами с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования музыкальной культуры. Создать условия музыкально – творческой реализации дара ребенка, и только в этом случае музыкальное воспитание может стать гармоничным и целостным.
Виды музыкальной деятельности для развития музыкально-творческих способностей :
«Песенное творчество»
«Танцевальное творчество»
«Музыкально-игровое творчество»
«Театрализованная деятельность»
«Игра на музыкальных инструментах»
Все они имеют свои разновидности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста детей.
Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное, связанное с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии.
Здоровьесберегающая технология;
Квесты;
Игры с инструментами;
Применение ИКТ.
Ритмодекламация под музыку
Коммуникативные танцы
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии :
- песенки-распевки. Используются для подготовк голосовых связок к пению и упражненю в чистом интонировании определенных интервалов;
-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостаткау кислорода).
-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и методических пособий таких, как «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, элементарное музицирование Т. Тюиюнниковой, «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» С. А. Коротковой, О. В. Кацер.
Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными.
Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий.
Применение квеста решает ряд задач:
воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Использование инновационных компьютерных технологий (ИКТ) в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Использование компьютера в учебном процессе даёт,
во-первых, дополнительную учебную информацию;
во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса.
Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;
демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Ритмодекламация - чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, как синтез музыки и поэзии.
Основной целью ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с искренним отношением исполнителя к звучащей речи
Одна из перспективных форм развития
музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Коммуникативные танцы - это танцы с несложными движениями, включающие: смену партнеров, игровые задания, элементы невербального общения (т. е. взаимодействие через мимику, жесты, движения, которые направлены на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.
Работа с родителями:
• Открытые совместные мероприятия (развлечения, утренники, посещение концертов, театров).
• Анкетирование «Музыка в вашей жизни».
• Индивидуальные и коллективные консультации.
• Организация выставок, фоторепортажей, оформление информационных стендов,
консультации на сайте.
• Участие в создании развивающей среды
Заключение.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени.
• удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
• дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
• удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
• дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают; музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;
• обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
• музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».