Лучший педагог года

Консультация логопеда «Дизартрия. Вопросы и ответы»

Алена Попова
Консультация логопеда «Дизартрия. Вопросы и ответы»
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос 1

Дизартрия. Определение, этиология и классификация дизартрии.

Дизартия – это нарушение дыхания, звукопроизношения и голосообразования,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Публикация «Консультация логопеда „Дизартрия, Вопросы и ответы“» размещена в разделах

Нарушение звукопроизношения при дизартрии наблюдается в различной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, в тяжелых – замены, пропуски, искажения, страдает темп, модуляция, выразительность, произношение мало понятно. При очень тяжелых поражениях ЦНС – речь становится невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц – анартрия. Наблюдается при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых больных носят более выраженный очаговых характер. У детей связана прежде всего с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто отмечается при ДЦП (65-85 %).

Нарушение звукопроизношения при диз. возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относят:

1. периферич. двигат. нервы к мышцам речевого аппарата

2. ядра этих периферич. двигат. нервов расположен. в стволе головного мозга

3. ядра, расположен. в стволе и в подкорковых отделах мозга, осущ. элементарн. Эмоциональные безусловнорефлекторные реакции (плач, смех)

Нарушение этих структур даёт картину периферического паралича – нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, мышцы становятся вялыми, дряблыми.

Двигательный механизм обеспечивается также более высоко расположенными мозговыми структурами:

Патогенез: дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Отмечают следующие причины: Асфиксия и родовая травма

Поражение нервной системы при гемолитической болезни Инфекционные заболевания нервной системы Черепно-мозговые травмы

Реже отмечаются: нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Классификация В зависимости от принципа, положенного в основу, выделяют различные классификации.

1. По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата. Основоположники Правдина: и Винарская (нейролингвистический подход)

• Корковая – очаговые поражения двигательных зон коры мозга.

• Экстрапирамидная / подкорковая поражены подкорковые ядра (стриатум и паллидум, нарушается регуляция мышечного тонуса и эмоциональная выразительность речи

• Мозжечковая - поражены ядра и проводящие пути мозжечка, нарушена координированность, синхронность движений в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, отсутствие эмоциональной окраски речи.

• Бульбарная - поражение ядер в продолговатом мозгу, поражены ядра периферических двигательных нервов в стволе головного мозга.

• Псевдобульбарная - поражение пирамидных путей от коры до продолговатого мозга

Выделяют 2 формы

Спастическая форма – отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами арикуляционных мышц. Страдают движения языка вверх. Нарушается произношение переднеязычных звуков, для которых необходим этот подъем: [л, р, ш, ж, щ, д, т].

2. Симптомологическая классификация (Панченко)

• Спастико-паретическая –Обусловлена поражением пирамидных путей. Характерна для детей со спастической диплегией (болезнь Литтла) 50% ДЦП. По характеру нарушений это тетрапарез – те. е поражены и руки и ноги.

Спастико-ригидная - Характерна для детей с двойной гемиплегией – самая тяжёлая форма ДЦП

Тотальное поражение мозга. Двойная гемиплегия (тетраплегия) - одна из наиболее тяжелых форм ДЦП, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее чем ноги. Больные с трудом овладевают

навыком сидения.

• Гиперкинетическая - Характерно для детей с гиперкинетической формой ДЦП. Нарушения связаны с подкорковыми отделами. Гиперкинезы возникают непроизвольно и усиливаются при волнении.

• Атактическая форма (мозжечковая). Характерна для детей с атонически-астатической формой ДЦП.

3. Классификация диз. по степени выраженности

• Анартрия – отсутствие речи – полный паралич речедвигательных мышц.

Дизартрия – нечленораздельная речь - частичные параличи

• Ст. дизартрия – точечные поражения головн. мозга.

4. Классификация по клиническим проявлениям

• Паретическая – преобладает явление паралича или пареза, недостаточная сила мышечных сокращений, слабость, вялость мыщц.

Спастическая – повышение тонуса в

отдельных группах речевых мышц, неравномерное распределение (тонические и клонические спазмы)

• Гиперкинетическая – повышенная двигательная активность артикуляторных мышц, множественные некоординированные движения. Часты синкинезии.

Смешанная ф. встречается чаще всего, все проявления сочетаются в различных комбинациях.

Вопрос 3

Характеристика экстрапирамидной диз. и особенности е коррекции ПОДКОРКОВАЯ ОТВЕЧАЕТ ЗА ТОНУС МЫШЦ.

Встречается часто, как и псевдобульбарная диз.

Очаг поражения вне пирамидной системы (экстра). Поражены подкорковые узлы – стриопаллидарная система (бледный шар - паллидум и полосатое тело – стриатум) – являющаяся базой непроизвольных движений, центром мимических движериф и осуществ. регуляцию темпа и ритма речи. Происходят:

1. Сложные нарушения двигательных актов (гиперкинезы – насильственные движения)

2. Нарушение мышечного тонуса, постоянные его колебания приводят к возникновению гиперкинезов

3. Резкие нарушения эмоционально-волевой сферы из-за расторможенности подкорки.

4. Нарушение эмоциональной выразительности речи и интонации.

5. Нестабильность нарушения звукопроизношения – невозможность удержать артикуляционную позу из-за гиперкинезов. Кинестетическая диспраксия.

6. Часто нарушение слуха

При атетозах (непроизвольные сокращения мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног. - застревание в особых позах. В дыхательной мускулатуре, мышцах гортани - гиперкинезы вызывают расстройства голосообразования и

рта и выбрасывание вперед языка, застывание в этой позе. Гиперкинезы диафрагмы и межреберных мышц приводят к непроизвольным остановкам в речи, сопровожд. насильственными стонами, выкриками. Происходит нарушение дыхания из-за гиперкинезов в диафрагме, которая в момент речевого выдоха резко напрягается и если спазм произошёл во время голосоподачи, то нарушается вибрация голоса и звонкие согласные заменяются глухими.

Характеристика устной речи:

1. Речевой поток прерывистый

2. Расстройство темпа, то ускорение, то замедление

3. Различные персеверации

4. Артикуляция может быть чуть-чуть смазанная – лучше речевое дыхание или может быть наоборот

5. Нарушение модуляции голоса, атаксия речевого дыхания

6. Респираторный тремор, толчкообразный характер речи

7. Гиперкинезы меняют характер тонуса мышц

8. Рассогласование во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи

9. Трудности в произвольном подключении голоса и быстрое истощение

Коррекция:

1. Преодоление гиперкинезов путем использования рефлекс-запрещающих позиций

2. Затормаживание синкинезий

3. Развитие произвольных движений

4. Обеспечение переключения от одного движения к другому

5. Обеспечение синхронности в работе голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов

6. Работа над удерживанием позы

Основным направление восстановительных мероприятий в логопедической работе является подавление насильственных движений. При этом большое внимание уделяется выработке статических положений с задержкой движения и умение сохранять состояние покоя. В проведении коррекционно-логопедической работы на индивидуальных занятиях выделяется несколько основных этапов:

1. Подбор для ребенка позы, при которой количество и интенсивность насильственных

движений были бы минимальны. При этом применяются приспособления для фиксации конечностей и головы ребенка (используется специальное кресло, на спинке которого смонтирован головодержатель; стопы фиксируются ремнями или обувью, прикрепленной к специальной тяжелой доске; руки мягкими петлями фиксируются к подлокотнику, туловище - лифом)

2. Обучение ребенка приемам расслабления. При этом ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица. Сюда входят:

- психотерапевтическое воздействие, цель которого — снять мышечное напряжение;

- массаж, в основном типа легкого плоскостного поверхностного поглаживания, по длительности не более 5 минут, в медленном темпе с подключением точечного перекрестного массажа тормозным методом;

- пассивные движения : статические и динамические; статические: когда ребенок говорит, логопед затормаживает насильственные движения; динамические: направлены на изменение амплитуды движение; все пассивные движения выполняются медленно, плавно, ритмично, не допуская болевых ощущений.

3. Обучение произвольному дыханию в определенном ритме, для этого широко используют логоритмику. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции; обращается внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных мышц. Затем идет отработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А. И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

4. Постановка звуков. Логопед обучает ребенка умению воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного уклада к другому.

На занятиях осуществляется последовательная постановка звуков, которая определяется локализацией гиперкинезов в артикуляционной мускулатуре. Начинают с тех звуков, которые образуются в тех артикуляционных отделах, где наблюдается наименьшее количество гипрекинезов. 5. Выработка интонационно-мелодической стороны речи. Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами. В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение» Дизартрия как особое речевое нарушение. В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики.

Консультация «Дизартрия — нарушения артикуляционной моторики» Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Патогенез дизартрии.

Консультация для родителей «Дизартрия» Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей.

Консультация для родителей «Дизартрия» Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка. - Дать родителям рекомендации, как.

Консультация для родителей «Как отвечать на вопросы детей?» Как в вашей семье относятся к вопросам ребенка? Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы? В основе многих детских.

Консультация «Ответы на самые каверзные детские вопросы» Почему крапива жжется? На стеблях и листьях крапивы есть тоненькие и твердые ворсинки, в корешках которых есть кислота. Кончики ворсинок.

Консультация «В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе» При поступлении в первый класс многие дети умеют читать и писать и, казалось бы, хорошо подготовлены к школе. Но уже в самом начале обучения.

Консультация «Ответы психолога на актуальные вопросы» Ответы психолога на актуальные вопросы. Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Особенности коррекционной работы ПЛАН 1. Актуальность проблемы. 2. Симптоматика стертой дизартрии. 3. Неврологический статус детей с дизартрией. 4. Диагностика стертых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда «Дизартрия. Вопросы и ответы»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 09:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда «Дизартрия. Вопросы и ответы»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД