Евгения Родичева
Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия как особое речевое нарушение.
В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.
Публикация «Консультация „Дизартрия как особое речевое нарушение“» размещена в разделах
С точки зрения логопедического подхода дизартрия - нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушена моторная реализация речи[1].
С точки зрения нейропсихологического подхода дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленным параличом или парезом речевой мускулатуры[2].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи (интонация, тембр, дикция, речевое дыхание, это связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения проявляются в самой разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП[3].
Появление дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин главное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем[1].
Основные нарушения при дизартрии.
Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры выражается в повышении или наоборот снижении тонуса мышц, а также в меняющемся характере мышечного тонуса.
Присутствует недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ, которая вызывает нарушения звукопроизношения. При поражении мышц губ появляется не правильное произношение и гласных, и согласных звуков. Страдает артикуляция в целом. Также грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка.
Нарушения подвижности артикуляционных мышц колеблется от полной невозможности до незначительного снижения объема артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения.
Нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер нарушений и особую трудность их преодоления; специфические трудности в автоматизации звуков, процесс автоматизации занимает большое количество времени. При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются. Также отмечается нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Присутствует оглушение звонких согласных, смягчение твердых согласных звуков. Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
При дизартричеком расстройстве наиболее частым нарушением звукового строя речи является искажение звука.
Проявляется недостаточностью центральной регуляции дыхания, недостаточна глубина дыхания, нарушен ритм, нарушение вдоха и выдоха, выдох часто происходит через нос.
В основном нарушения голоса выражается в недостаточной силе. Голос тихий, слабый, иссякающий. Тембр глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, наряженный, гортанный.
Нарушения просодики. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Темпа речи замедленный, реже имеет место быть ускорение. Редко наблюдаются нарушения ритма речи.
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате отмечается не только в ограничении объема их артикуляционных движений, но и в слабости кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, и ребенок не воспринимает состояние повышенного тонуса мышц, или наоборот, снижения тонуса мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.
Наиболее частое расстройство при дизартрии - гиперсаливация. Она связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, снижением силы губных мышц. Гиперсаливация утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном и снижения самоконтроля.
У детей с дизартрией часто затруднено, а может и отсутствовать жевание твердой пищи, откусывание от куска. Отмечаются частые поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.
Наблюдается открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
Нарушение координации движений. Это проявляется в несоразмерности, неточности произвольных артикуляционных движений, в нарушении координации межу дыханием, голосообразованием и артикуляцией, скандированности ритма речи[4].
Используемая литература:
1. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1998. - Ч. I. - С. 163-293.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа).
3. Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. - М. : АСТ, 2005.
4. Логопедия. Теория и практика/ под ред. Д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. - М. : Эксмо, 2017. - 08 с.