Майра Хисамова
Дизайн-проект «Наша новая клумба»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность :
Наш проект направлен на расширение опыта и развития органов чувств. Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата,решили благоустроить клумбу нашего участка. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы будет происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе. Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки. Проблема: Проводя экскурсию по территории детского сада, мы обратили внимание детей на цветочные клумбы, оставшиеся с прошлого года. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. В этом году мы не знаем, как оформить клумбы и какие цветы в них посадить. Предложили детям помочь взрослым, подсказать,как оформить клумбу на участке. Дети высказывали свои идеи, предположения: (можно посадить много цветов, поставить скамейки и приходить сюда отдыхать; можно сделать клумбу в виде какого - нибудь животного; можно разбить клумбу вокруг дерева и т. д).Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни.
Публикация «Дизайн-проект „Наша новая клумба“» размещена в разделах
Гипотеза: Мир,окружающий ребенка - это мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней. Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии растений и использовании их человеком в целях украшения. Задачи проекта: - дать детям знания о цветах, как о полезных растениях; - познакомить с профессией дизайнера; - расширить представления о декоративных растениях; - вырастить для клумбы растения; - учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения; - вызвать желание общаться с природой, воспитывать бережное отношение к труду людей; - привлечь родителей к посадке растений на клумбе. Ожидаемый результат: - расширены представления детей о декоративных растениях; - сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой. Тип проекта: Творческий, краткосрочный (февраль-июнь);
Состав участников: - воспитанники старшей группы (5 – 6 лет) - воспитатели; - родители.
Обеспечение проекта: - Центр природы в группе, цветник на участке детского сада. - Методический материал. - Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов б) настольно-печатные игры по экологии; в) дидактические игры по экологии; г) библиотечка юного цветовода. Оснащение природным и бросовым материалом.
Основные направления : Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
I. Подготовительный этап - февраль
1. Анкетирование для родителей воспитанников: «Что мы знаем о цветах»
2. НОД «Цветы – красота природы» Цель: Уточнить знания детей о садовых цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы).Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства.
3. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире;
4. Беседа на тему: «Клумба» Цель: Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
5. Рассматривание семян.
Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений.
6. Выставка рисунков «Наша новая клумба» Цель: Учить передавать в рисунке части растения,закреплять умение рисовать кистью и красками,развивать эстетическое восприятие.
7. Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов. Цель: Заинтересовать родителей проектом.
II. Основной этап – март - апрель
1. Экспериментальная работа:
«Посадка семян цветов: бархоток, петуньи».
Цель: Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать).
2. Исследовательская деятельность:
«Наблюдение за рассадой» Цель: Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов.
3. Загадывание загадок, ребусов. Цель:Развивать познавательный интерес детей через игровые задания.
4. Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Цель: Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
5. Чтение художественной, познавательной литературы. Цель: Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями.
6. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Цель: Закрепление знаний о строении цветка.
7. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Цикл времена года»,«Вальс цветов». Формирование основ музыкальной культуры у детей.
Исследовательская деятельность:
1. Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение?»
Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Земля в контейнерах.
2. Исследовательская деятельность
«В чём нуждается растение?»
Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений,тепла и света для роста растений. Проращивать семена на подоконнике и в темном месте. Наблюдать за движением растений, тянувшихся к свету.
3.«Посадка семян цветов»
Подвести детей к выводу, где лучше всходят семена в открытом грунте или в контейнерах. Проращивать семена в контейнерах и в открытом грунте при обычном поливе.
4.«Человек и растение»
Выявить,насколько растению необходим уход человека. Два контейнера с землей и проросшими ростками цветов (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят, поставили в темное место)- если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; - где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей). Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов.
Картотека дидактических игр + ТРИЗ
«Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок по загадке,«Собери картинки в ряд». Цель: Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок.
Подвижные игры: «Мы – цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник». Цель: Расширять знания детей о цветах,умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов.
Цель: Познакомить детей с профессиями цветовода, учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать цвета,находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Совместная творческая работа детей и родителей на тему: «Наша новая клумба» (выставка работ). Цель: Привлечь родителей к творческому конкурсу.
III. Заключительный этап (май – июнь)
1.«День добрых дел». Цель: Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
2. Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Цель:Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы.
3. Уход за цветником. Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям.
4. Обмен впечатлениями по итогам работы. Цель:Вместе с родителями способствовать тому,чтобы дети испытывали чувство радости от участия в совместной деятельности.
Диагностика.
Для определения уровня экологической воспитанности детей старшей группы была проведена диагностика в феврале и в конце марта.
1. Представления ребенком о живом; 2. Знания об охране природы; 3. Отношения к растениям в естественных условиях; 4. Отношения к растениям в специально созданных условиях; 5. Уход за растениями.
Знания и умения детей оценивались по трем уровням: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
Представления о природных объектах и их признаках поверхностны. Не относят к живым объектам растения. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно. Качество труда низкое. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить,утверждая,что «так надо».
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Дети различают большое количество объектов природы. Трудовые процессы выполняют самостоятельно. Но часто их увлекает процесс выполнения трудовых действий. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
У детей сформирован широкий круг представлений о природе. Знают основные признаки живого. Владеют предметными понятиями, устанавливают частные и общие связи. Бережно,относятся к природе. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости.
Вывод: Таким образом, работая над проектом: «Наша новая клумба», мы расширили свое представление о декоративных растениях;
узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата;
узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы).
Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Участие детей в данном проекте позволило сформировалоу бережное отношение к природному и рукотворному миру. Приобщение родителей воспитанников в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними,расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы.
Используемая литература 1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
2. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду»; 3. Интернет-ресурсы