Надежда Радченко
Дистанционное образование в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России перед дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО, стоит множество задач, но приорететной, главной задачей является удовлетворение образовательных потребностей личности, решение вопросов её становления. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО связаны в первую очередь с переориентацией современного дошкольного образования на индивидуализацию образовательного процесса, в котором есть особое преимущество: он обеспечивает каждому ребенку возможность достичь планируемых результатов, исходя из его индивидуальных особенностей. В ФГОС ДО учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации. ФГОС ДО направлен на решение следующих задач: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Темочки:
Интересными и актуальными в плане изучения проблемы индивидуализации обучения являются идеи выдающихся ученых и практиков прошлого (Я. А. Коменский, А. В. Луначарский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Р. Штейнер и др.) и современности (Ш. А. Амонашвили, А. С. Границкая, А. И. Еремкин, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков, М. П. Щетинин и др.).
Общие аспекты индивидуализации обучения рассмотрены в исследованиях М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. И. Лозовой, М. Н. Скаткина, Н. М. Шахмаева и др.
Отдельные проблемы индивидуализированного обучения отражены в диссертационных работах Ф. Д. Каргиновой, Е. Б. Манузиной, Ю. Н. Олейник, И. С. Ордынкиной, О. Н. Перелыгиной, О. В. Протопоповой, Л. В. Семиной, JI.E. Шевчук, М. В. Шнейдермана и др.
Вопросы, связанные с индивидуализацией, как способом реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности обучающихся, осуществляемого в образовательном процессе школы рассматривают Ю. К. Бабанский, Е. А. Голант, А. А. Кирсанов, Е. С. Рабунский, А. И. Уман и др.
Однако представленный анализ свидетельствует о том, что в большинстве исследований рассматривается индивидуализация обучения в школе.
Таким образом, к настоящему времени сложились определенные научные предпосылки, необходимые и достаточные для решения проблемы индивидуализации
обучения дошкольников.
Проведенный анализ теоретических исследований, психолого-педагогической литературы, нормативных документов и эмпирических данных позволяет отметить существование многообразия видов, форм и способов индивидуализации. В ДОО чаще всего присутствует дифференциация по общим способностям, психологическим особенностям, скорости усвоения материала (так называемая внутренняя дифференциация). ДОО должно обеспечить ребенку так называемую зону для индивидуального развития, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем происходить это должно в соответствующей среде- в нашем случае- в ДОО. Однако по объективным причинам не каждый ребенок может реализовать свой индивидуальный образовательный маршрут в условиях ДОО, тогда встает вопрос: “Каким образом мы можем раскрыть его творческий потенциал?” На помощь всем участникам образовательных отношений могут прийти дистанционные технологии, которые в данных условиях будут использоваться как средство расширения информационного образовательного пространства.
В настоящее время благодаря развитию информационно - коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в области образования появился новый тип образовательной деятельности - дистанционное образование. Согласно приказу № 4452 “Методика применения дистанционных образовательных технолоий…”, подписанному Министерством образования РФ 18.12.2002 объяснена необходимость обеспечения качественного обучения и развития личности с учетом её индивидуальности через осуществление дистанционного обучения. Таким образом, в условиях использования современного оборудования и доступных дистанционных технологий стало возможно не только ознакомление ребенка с содержательной стороной образовательной программы, его воспитание и образование непосредственно по месту нахождения (пребывания, но и оказание профессиональной психолого – педагогической консультативной помощи родителям, самостоятельно занимающимся образованием детей.
Востребованность индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании достаточно четко обозначилась в Санкт- Петербурге в последние годы: улучшение качества дошкольного образования за счет индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий; необходимость индивидуализации обучения с помощью дистанционных технологий очевидна для часто болеющих детей, детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности посещения дошкольной образовательной организации очно; потребность в дистанционной форме обучения для дошкольников возрастает в период эпидемий, когда у обучающихся отсутствует возможность посещения детского сада; организация дополнительного образования обучающихся для расширения содержания базового компонента дошкольного образования и снижения учебной нагрузки на ребенка с учетом возраста и интересов детей; развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций и создание системы организационно – педагогических, методических и управленческих решений для индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий.
Глоссарий
Индивидуализация – открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности (А. В. Петровский).
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося (Э. Г Азимов, А. Н. Щукин).
Индивидуализация образования – создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т. д.
Дистанционные технологии — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение образовательного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (С. Л. Лобачев)
Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Как отмечает О. С. Газман, применительно к детям дошкольного возраста, понятия «индивидуализация обучения» и «индивидуализация образования» целесообразно рассматривать как боле сходные, нежели принципиально различные. Понятие «индивидуализация» включает: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка; индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей; создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребёнка; создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий.
Цель проекта ОЭР: создать систему организационно – педагогических, методических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий посредством использования дистанционных технологий.
II. Задачи:
1. Определить механизм дифференциации воспитанников с целью формирования различных целевых групп для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе использования дистанционных образовательных технологий с помощью сформированного пакета диагностических методик.
2. Проектирование системы организационно - педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
3. Разработать алгоритм технологической реализации кейс-технологий и системы оценки эффективности обучения.
4. Создать методические рекомендации по осуществлению индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий в режиме “Виртуального детского сада”.
5. Апробировать систему организационно - педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
6. Разработать программу курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы организационно – педагогических, методических и управленческих решений для индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий.