Тарасова Елена Анатольевна
Влияние эмпатийных установок родителей на эмпатию детей. Технология эмоционального сближения «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СБЛИЖЕНИЯ «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ в ДОУ.
Проблема эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста действительно более чем актуальна. Кому как не нам воспитателям, которые взаимодействуют с детьми по 10-12 часов в сутки, легко и понятно где родители, зачастую в силу своей занятости, предвзятости или собственных комплексов- отстранены от эмоциональных переживаний собственного ребенка, равнодушны к его радостям и печалям. Воспитывая тем самым эгоцентричную (неэмпатичную) личность, склонную к конфликтам, не умеющую устанавливать доброжелательные отношения не только со сверстниками,но и со взрослыми людьми.
Публикация «Влияние эмпатийных установок родителей на эмпатию детей, Технология эмоционального сближения „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
А где эмоциональные связи выступают основой воспитания понимающей (эмпатичной) личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сопереживать, помогать ему.
Но самым страшным является то, что родители не могут сопереживать своим детям по причине отсутствия собственной эмпатии, они считают её проявлением родительской слабости, несостоятельности. А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.
Одной из причин отсутствия эмпатийных отношений является отсутствие постоянного, глубокого психологического контакта с ребенком. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, ощущение ребенком своей значимости, защищенности. Основой для сохранения или построения контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Наша задача как педагогов - гармонизировать эмоциональную взаимосвязь родителей и детей, обогатить опыт взаимодействия родительской и детской эмпатии через новые формы общения.
В результате многолетних исследований кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО была разработана и апробирована психолого-педагогическая технология взаимодействия родителей и детей на физкультурных занятиях «Навстречу друг другу», обеспечивающая коррекцию их эмоциональных отношений.
Данная технология взята за основу и применяется в моем опыте как средство установки особых отношений с родителями во многих формах взаимодействия. На мой взгляд она оказывает положительное влияние на развитие эмпатийных установок родителей и воспитания эмпатии у детей.
В её основе лежит совместная двигательно-игровая деятельность, позволяющая:
• выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком (анкетирование, наблюдение, интервью, «силуэтная методика» и др.)
• через повышение психолого-педагогической компетентности родителей о базовых потребностях комфортного психофизического развития, стилях взаимодействия взрослого и ребенка сформировать психологическую готовность к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком (беседы-размышления, психолого-педагогические консультации) игровые проекты, игровые мастер-классы, видеоматериалы).
• через систему организации совместных занятий с родителями, установить активное взаимодействие между родителями и детьми, направить их на активные изменения, связанные с осознанием психофизических проблем родителей и их влияния на взаимоотношения с ребенком
• повысить уровень родительской эмпатии с глубоким видением и пониманием своего ребенка, доверием к нему.
Эмоциональные переживания маленького человека не должны оставаться незамеченными.
Как аукнется-так и откликнется, на мой взгляд, суть данного изречения наиболее точно подчеркивает проблему соответствующую теме нашей конференции в контексте детско-родительских отношений.
Родительская любовь - источник и гарантия благополучия ребенка, поддержания телесного и душевного здоровья. Каждый ребенок в ответ на призыв своих переживаний всегда должен услышать родительское эхо поддержки и сочувствия.
Содержание слайдов:
2 слайд:
На основе исследований, которые проводились кафедрой теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО оказалось, что из 230 семей лишь любящих -30%, игнорирующих-20% и формально- любящих – 50%.Это говорит о том, что две трети детей испытывают дефицит родительской любви и внимания. А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка.
3 слайд:
В семьях, где родители, зачастую в силу своей занятости, предвзятости или собственных комплексов- отстранены от эмоциональных переживаний собственного ребенка, равнодушны к его радостям и печалям, воспитывается эгоцентричная (неэмпатичная) личность, склонная к конфликтам, не умеющая устанавливать доброжелательные отношения не только со сверстниками,но и со взрослыми людьми.
И наоборот, в семьях где родители эмоционально отзывчивы, где активно взаимодействуют с ребенком в разнообразных ситуациях, осознают важность прикосновения к ребенку, тонко чувствуют его, где существуют ритуалы и традиции, объединяющие всех членов семьи- атмосфера любви к друг другу является основой воспитания понимающей (эмпатичной) личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сопереживать, помогать ему. (переключить)
4 слайд :
В результате исследования особенностей эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста, было обнаружено, что нарушение эмоциональных контактов ребенка с родителями, отсутствие значимости эмоционального сопереживания ребенку (эмпатии, имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. А причиной отсутствия родительской эмпатии является то, что чаще всего родители воспринимают эмпатию как проявление родительской слабости, несостоятельности.
5 слайд:
Как же педагогам, помочь родителям установить и сохранить контакт эмоционального сопереживания ребенку? Ведь именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, ощутить свою значимость, защищенность.
6 слайд:
Задача педагога - искренне заинтересовать родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, проявить искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, пробудить желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
7 слайд:
В результате многолетних исследований кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО была разработана и апробирована психолого-педагогическая технология взаимодействия родителей и детей на физкультурных занятиях «Навстречу друг другу», обеспечивающая коррекцию их эмоциональных отношений.
Данная технология взята за основу и применяется как средство установки особых отношений с родителями во многих формах взаимодействия. Она оказывает положительное влияние на развитие эмпатийных установок родителей и воспитания эмпатии у детей.
8 слайд:
В её основе лежит совместная двигательно-игровая деятельность, с обязательным присутствием тактильного и зрительного контакта позволяющая:
• выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком (анкетирование, наблюдение, и др.)
• через повышение психолого-педагогической компетентности родителей (беседы-размышления, психолого-педагогические консультации) игровые проекты, игровые мастер-классы, видеоматериалы, сформировать психологическую готовность к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком.
• через систему организации совместных занятий с родителями, установить активное взаимодействие между родителями и детьми,
• повысить уровень родительской эмпатии с глубоким видением и пониманием своего ребенка, доверием к нему.
9-11 слайд:
Во время основного этапа проводятся игровые, традиционные и интегрированные занятия родителей с детьми. Они представляют собой разнообразные физические упражнения в паре с родителями, совместные творческие и интеллектуальные задания на фоне двигательной деятельности.
16 слайд:
Все эти упражнения обогащают опыт взаимодействия родителей и детей, способствуют активному развитию у детей психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, повысить уровень родительской эмпатии с глубоким видением и пониманием своего ребенка, доверием к нему.
Все родители отмечают изменения в детях, которые становятся более контактными, общительными уверенными в себе, заботливыми и послушными. Происходит динамика эмоционального сближения детей и родителей. Так, например «Любящих»семей стало 93%(было 30%, Формально- любящих 7%(было 50%, «Игнорирующих» не стало.