Приложение МААМ

Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников

Ольга Полосухина
Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников.

Дифференциальная диагностика «Дизорфографии» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»

Дизорфография- это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р. И. Лалаева);

- специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л. Г. Парамонова);

Публикация «Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников» размещена в разделах

-стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И. В. Прищепова);

-специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи (О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская).

В настоящее время многие авторы занимаются вопросами изучения особенностей нарушения письменной речи при дизорфографии. Это новое и актуальное направление в логопедической работе. В связи с этим на практике возникают трудности в дифференциальной диагностике дизорфографии от ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня у учащихся начальных классов. Так как данное нарушение имеет ряд общих признаков, а так же существенных отличий диагностика речевых расстройств имеет большое практическое значение, данные о дифференциальной диагностике помогут логопедам не только в выявлении речевых нарушений, но и в правильном составлении коррекционных маршрутов, организации оказания логопедической помощи школьникам.

Дизорфография чаще всего возникает у учащихся, имеющих в анамнезе:

- ОНР, ФФНР;

- Дисграфии, Дислексии;

-Различную неврологическую симптоматику;

-Перенатальные и постнатальные вредности.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

1. Морфологическая дизорфография- сопровождается большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинение, изложение и др.)

Является более легким уровнем дизорфографии.

2. Синтаксическая дизорфография- стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией. Является средним уровнем дизорфографии.

3. Смешанная дизорфография- включает в себя сочетание орографических и пунктуационных ошибок. Является наиболее сложным уровнем дизорфографии.

Учащиеся, имеющие речевое заключение «ТФНЧиПна основе ОНР 3,4 уровня», испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью (О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская).

Анализ зарубежных и российских работ по проблемам школьной неуспеваемости в современной логопедии, позволяет условно определить два направления исследований нарушений письменной речи (по Защиренской О. В.)

В рамках первого направления акцент делается на изучении психофизических и психологических механизмов нарушения письменной речи (Ананьев Б. Г. 1974; Лурия А. Р., Егорова Т. Г. 1950,1952,1953; Эльконин Д. Б. 1956; Корнев А. Н. 1995; Цветкова Л. С., 1997, Ахутина Т. В. 2001).

Второе направление исследований в большей степени затрагивает педагогический аспект преодоления затруднений в формировании навыков чтения и письма (Левина Р. Е. 1940, Назарова Л. К. 1965, Лалаева Р. И. 1983, Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. 1985, Садовникова И. Н. 1995, Парамонова Л. Г. 2001).

На практике школьные учителя-логопеды чаще изучают педагогический аспект механизмов нарушений чтения и письма, но не должны забывать о психофизических и психологических механизмах нарушений письменной речи, в частности при коррекционнй работе с дизорфографией и рекомендовать учащимся, имеющим нарушения формирования письменной речи, занятия с психологом.

Изучая научные труды Прищеповой И. В., Парамоновой Л. Г., Елецкой О. В., Горбачевской Н. Ю., Золотюк М. Е., мною была составлена сравнительная характеристика симптомокомплексов при речевых заключениях «Дизорфография» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»

Сравнительная характеристика симптомокомплексов при речевых заключениях «Дизорфография» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»

Симптомы,

выводы Дизорфография ТФНЧиП на основе ОНР3,4 уровня

1. Слоговая структура Не нарушен или нарушен незначительно Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости (деформации слого-буквенного состава слова, пропуски и недописывания букв)

Вывод У учащихся с дизорфографией слоговая структура нарушена незначительно, а при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня нарушена в средней и тяжелой степени.

2. Звуковая, просодическая стороны речи, фонематические процессы Нечеткая дикция Смешение звуков, недостаточная внятность, выразительность, общая смазанность речи, дефектное произношение оппозиционных звуков

Вывод У учащихся с дизорфографией нарушена просодика речи, а при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня процесс фонемообразования не закончен.

3. Грамматический строй Не сформированны навыки оперирования грамматическими категориями (род, число, склонение, спряжение) Бедный и малодифференцированный словарный запас; грамматический строй недостаточно сформирован, ошибки в управлении и согласовании, смешение и опускание предлогов, множественные аграмматизмы, деформации структуры предложения.

Вывод У учащихся с дизорфографией нарушено оперирование грамматическими категориями, при ТФНЧиП на основе ОНР3,4 уровня лексико-грамматический строй недостаточно сформирован.

4. Морфемный уровень Нарушение морфемного анализа слов (приставка, корень, суффикс, окончание, морфемных обобщений (трудности в подборе проверочных, родственных слов, ошибки при переносе слов). Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов.

Выводы У учащихся с дизорфографией морфемный уровень нарушен в средней и тяжелой степени, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня морфемный уровень недостаточно сформирован.

5. Фразовая речь В самостоятельной письменной речи трудности выделения причинно-следственных отношений, не выделяют главное и второстепенное, пропускают главные члены предложения В самостоятельной устной и письменной речи :

нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Вывод У учащихся с дизорфографией выявляются многочисленные ошибки в самостоятельной письменной речи, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня недостаточно сформирована фразовая устная и письменная речь.

6. Высшие психические функции Снижение слухоречевой, речезрительной памяти,

зрительно-пространственных функций Неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, недостаточное словесно-логическое мышление.

Вывод У учащихся с дизорфографией выявляется несформированность определенных неречевых функций, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня недостаточно сформированы психологические предпосылки к обучению.

Таким образом, тщательно проведенная диагностика позволяет выработать верное направление коррекционно-логопедической работы.

Предлагаю вашему вниманию, составленную мной, сравнительную таблицу основных направлений коррекционно-логопедической работы при «Дизорфографии» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня» :

Дизорфография ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня

1. Развитие общей и мелкой моторики. 1.. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие просодики. 2. Развитие звуковой стороны речи :

формирование полноценных представлений о звуковом составе слова,

коррекция дефектов произношения.

3. Формирование самостоятельной письменной речи.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи, формирование связной устной и письменной речи :

обогащение словарного запаса,

уточнение значения синтаксических конструкций,

развитие навыков построения связного высказывания,

установление логики.

4. Развитие высших психических процессов:

Развитие слухоречевой памяти,

словесно-логического мышления,

произвольного внимания,

пространственно-временных представлений.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

Развитие всех ВПФ,

формирование учебных умений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности формирования классного коллектива младших школьников Особенности формирования классного коллектива младших школьников Features of formation of class group of junior school students В. А. Тверянкина,.

Консультация «Агрессия младших школьников» В последнее время родители стали чаще обращаться за консультацией «Ребенок агрессивен, что делать?». И действительно, возраст проявления.

Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников» "Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. " В. Сухомлинский.

Лэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьниковЛэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьников Уже очень скоро будет День космонавтики, и мы, конечно, не можем обойти этот праздник стороной. Хотя у меня уже есть лэпбук, посвященный.

Профилактика нарушений осанки у младших школьников Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений осанки у младших школьников» По данным Министерства образования и Министерства.

Общешкольное родительское собрание «Агрессия младших школьников» Выступление на общешкольном родительском собрании «Агрессия младших школьников: причины и пути решения проблемы» Подготовила: Педагог-психолог.

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.

Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ Интерес, порождающий манию Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,.

Развитие познавательной активности младших школьников Гайдарова Д. М., студентка психолого-педагогического факультета,5 курса, филиал СГПИ г. Буденновске г. Буденновск, Российская Федерация.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников
Опубликовано: 12 июня 2018 в 21:51
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полосухина (УИ 1603483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД