Ольга Полосухина
Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников.
Дифференциальная диагностика «Дизорфографии» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»
Дизорфография- это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р. И. Лалаева);
- специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л. Г. Парамонова);
Публикация «Дифференциальная диагностика письменной речи у младших школьников» размещена в разделах
- Диагностика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И. В. Прищепова);
-специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи (О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская).
В настоящее время многие авторы занимаются вопросами изучения особенностей нарушения письменной речи при дизорфографии. Это новое и актуальное направление в логопедической работе. В связи с этим на практике возникают трудности в дифференциальной диагностике дизорфографии от ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня у учащихся начальных классов. Так как данное нарушение имеет ряд общих признаков, а так же существенных отличий диагностика речевых расстройств имеет большое практическое значение, данные о дифференциальной диагностике помогут логопедам не только в выявлении речевых нарушений, но и в правильном составлении коррекционных маршрутов, организации оказания логопедической помощи школьникам.
Дизорфография чаще всего возникает у учащихся, имеющих в анамнезе:
- ОНР, ФФНР;
- Дисграфии, Дислексии;
-Различную неврологическую симптоматику;
-Перенатальные и постнатальные вредности.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
1. Морфологическая дизорфография- сопровождается большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинение, изложение и др.)
Является более легким уровнем дизорфографии.
2. Синтаксическая дизорфография- стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией. Является средним уровнем дизорфографии.
3. Смешанная дизорфография- включает в себя сочетание орографических и пунктуационных ошибок. Является наиболее сложным уровнем дизорфографии.
Учащиеся, имеющие речевое заключение «ТФНЧиПна основе ОНР 3,4 уровня», испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью (О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская).
Анализ зарубежных и российских работ по проблемам школьной неуспеваемости в современной логопедии, позволяет условно определить два направления исследований нарушений письменной речи (по Защиренской О. В.)
В рамках первого направления акцент делается на изучении психофизических и психологических механизмов нарушения письменной речи (Ананьев Б. Г. 1974; Лурия А. Р., Егорова Т. Г. 1950,1952,1953; Эльконин Д. Б. 1956; Корнев А. Н. 1995; Цветкова Л. С., 1997, Ахутина Т. В. 2001).
Второе направление исследований в большей степени затрагивает педагогический аспект преодоления затруднений в формировании навыков чтения и письма (Левина Р. Е. 1940, Назарова Л. К. 1965, Лалаева Р. И. 1983, Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. 1985, Садовникова И. Н. 1995, Парамонова Л. Г. 2001).
На практике школьные учителя-логопеды чаще изучают педагогический аспект механизмов нарушений чтения и письма, но не должны забывать о психофизических и психологических механизмах нарушений письменной речи, в частности при коррекционнй работе с дизорфографией и рекомендовать учащимся, имеющим нарушения формирования письменной речи, занятия с психологом.
Изучая научные труды Прищеповой И. В., Парамоновой Л. Г., Елецкой О. В., Горбачевской Н. Ю., Золотюк М. Е., мною была составлена сравнительная характеристика симптомокомплексов при речевых заключениях «Дизорфография» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»
Сравнительная характеристика симптомокомплексов при речевых заключениях «Дизорфография» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня»
Симптомы,
выводы Дизорфография ТФНЧиП на основе ОНР3,4 уровня
1. Слоговая структура Не нарушен или нарушен незначительно Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости (деформации слого-буквенного состава слова, пропуски и недописывания букв)
Вывод У учащихся с дизорфографией слоговая структура нарушена незначительно, а при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня нарушена в средней и тяжелой степени.
2. Звуковая, просодическая стороны речи, фонематические процессы Нечеткая дикция Смешение звуков, недостаточная внятность, выразительность, общая смазанность речи, дефектное произношение оппозиционных звуков
Вывод У учащихся с дизорфографией нарушена просодика речи, а при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня процесс фонемообразования не закончен.
3. Грамматический строй Не сформированны навыки оперирования грамматическими категориями (род, число, склонение, спряжение) Бедный и малодифференцированный словарный запас; грамматический строй недостаточно сформирован, ошибки в управлении и согласовании, смешение и опускание предлогов, множественные аграмматизмы, деформации структуры предложения.
Вывод У учащихся с дизорфографией нарушено оперирование грамматическими категориями, при ТФНЧиП на основе ОНР3,4 уровня лексико-грамматический строй недостаточно сформирован.
4. Морфемный уровень Нарушение морфемного анализа слов (приставка, корень, суффикс, окончание, морфемных обобщений (трудности в подборе проверочных, родственных слов, ошибки при переносе слов). Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов.
Выводы У учащихся с дизорфографией морфемный уровень нарушен в средней и тяжелой степени, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня морфемный уровень недостаточно сформирован.
5. Фразовая речь В самостоятельной письменной речи трудности выделения причинно-следственных отношений, не выделяют главное и второстепенное, пропускают главные члены предложения В самостоятельной устной и письменной речи :
нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
Вывод У учащихся с дизорфографией выявляются многочисленные ошибки в самостоятельной письменной речи, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня недостаточно сформирована фразовая устная и письменная речь.
6. Высшие психические функции Снижение слухоречевой, речезрительной памяти,
зрительно-пространственных функций Неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, недостаточное словесно-логическое мышление.
Вывод У учащихся с дизорфографией выявляется несформированность определенных неречевых функций, при ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня недостаточно сформированы психологические предпосылки к обучению.
Таким образом, тщательно проведенная диагностика позволяет выработать верное направление коррекционно-логопедической работы.
Предлагаю вашему вниманию, составленную мной, сравнительную таблицу основных направлений коррекционно-логопедической работы при «Дизорфографии» и «ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня» :
Дизорфография ТФНЧиП на основе ОНР 3,4 уровня
1. Развитие общей и мелкой моторики. 1.. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие просодики. 2. Развитие звуковой стороны речи :
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова,
коррекция дефектов произношения.
3. Формирование самостоятельной письменной речи.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи, формирование связной устной и письменной речи :
обогащение словарного запаса,
уточнение значения синтаксических конструкций,
развитие навыков построения связного высказывания,
установление логики.
4. Развитие высших психических процессов:
Развитие слухоречевой памяти,
словесно-логического мышления,
произвольного внимания,
пространственно-временных представлений.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Развитие всех ВПФ,
формирование учебных умений.