Наталья Мамаева
Формы работы с родителями по профилактики речевых нарушений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Мамаева Н. Л.
Слайд 2 В последние годы вырос интерес к профилактике речевых нарушений. В связи с этим в логопедии определилось особое направление под названием превентивное логопедическое воздействие, иначе говоря, Концепция раннего логопедического вмешательства. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае профилактика) с первых лет жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.
Публикация «Формы работы с родителями по профилактики речевых нарушений в ДОУ» размещена в разделах
И действительно, отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру, речевой негативизм (отказ от какой-либо деятельности, вторичная задержка познавательной деятельности (ни для кого не секрет тесная взаимосвязь речи и мышления).
Слайд 3 Наиболее приоритетными задачами в организации работы логопеда с родителями являются : формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников воспитательного процесса.
Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.
Слайд 4 В последние годы мы столкнулись с колоссальным ростом количества детей с нарушениями речи, обусловленными как медицинскими показаниями, так и социальными факторами. В связи с тем, что количество детей, прошедших ПМПК и зачисленных в группу компенсирующей направленности ограничено, возникла острая необходимость осуществления профилактической работы с детьми еще до достижения 5 лет. Поэтому нами была предпринята попытка оптимизировать свою работы по профилактике речевых нарушений с данной категорией детей, воздействуя прежде всего на родителей.
Профилактическое направление логопедического сопровождения детей нашего учреждения включает в себя разные формы работы :
• коллективные;
• индивидуальные;
• наглядные.
Коллективную работу провожу посредством посещения родительских собраний, на которых чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по развитию речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенным и участниками образовательного процесса.
Слайд 5 Проводя консультации, всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы :
• Развитие мелкой моторики;
• Артикуляционная гимнастика;
• Речевые игры дома;
В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования, мне представляется возможным узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для нас является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а эти сведения мы учитываю при дальнейшем планировании работы. Анкета предлагается вашему вниманию.
Наглядная работа предполагает различные выставки материалов для развития мелкой моторики, выработке правильного речевого дыхания, развитию фонематического слуха на родительских собраниях, консультациях, индивидуальных беседах, Дне открытых дверей.
Слайд 6 Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов, папок-передвижек Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приёмы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, на стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем.
Слайды 10-15 Фотографии проведенных мероприятий
Слайды 16 17 Беседы с родителями